27 января 2012 Изучаем проблему
Полезен ли федеральный закон № 83, вокруг которого нынче столько сломано копий? Несомненно! С одной стороны, он практически развязывает руки руководителям созданных с его помощью автономных учреждений, позволяет трудиться более свободно, продуктивно и интересно. С другой - как в той песне - никто на помощь не придет и дров не раздобудет: работать коллективу придется больше, активней, креативнее. К тому же иным организациям в наступающем 2012 году еще только предстоит перейти в статус автономных, казенных, бюджетных учреждений. Что день, а вернее, год грядущий им готовит? Об этом «Мурманскому вестнику» рассказали руководители министерств области, реализующие на практике ФЗ-83. - Мне кажется, в последнее время страсти вокруг ФЗ-83 несколько поулеглись, потому что слухи и страшилки, которые ходили в обществе, как показала практика, не имеют под собой оснований. Во-первых, как любое новое дело, которое проводится в масштабах страны, закон вызвал определенный скепсис, а то и недоверие. Мы ведь всегда с трудом воспринимаем новое. Мифы ходили всякие: о неминуемой платности образования, о грядущем массовом увольнении педагогов и так далее. Но, как показала практика, никакой связи между 83-м законом и платностью образования нет. Новые федеральные государственные образовательные стандарты гарантируют пакет бесплатного образования на всех уровнях. Во-вторых, слухи, связанные с сокращением педагогов, абсолютно беспочвенны. По закону «Об образовании» школа вправе сама формировать штатное расписание. С переходом на новую систему оплаты труда учреждениям дано немало возможностей стимулировать своих работников. Мы серьезно готовились к работе по ФЗ-83, ведь министерство образования и науки было определено областной экспериментальной площадкой. Была разработана соответствующая нормативная правовая база: внесены изменения в законы Мурманской области, принят ряд постановлений регионального правительства, большое количество локальных актов министерства. Мы посчитали, что будет правильно начать работу с самоанализа. Подведомственные министерству учреждения сами проанализировали уровень своего текущего состояния, чтобы определиться с выбранной видовой принадлежностью. - Многие ли решили жить по-новому, автономно? - С 1 апреля этого года в статус АУ перешли Мурманский педагогический колледж и Мурманский технологический колледж сервиса. То есть сегодня уже можно подводить некие предварительные итоги. Мы постоянно мониторили ситуацию, обсуждали ее с руководством и сотрудниками этих учреждений. Пока вывод один: несмотря на то, что становление АУ было непростым, в целом это шаг вперед. Кстати, в этом году оба колледжа отмечали юбилеи, педагогическому исполнилось 80, а МТКС - 45 лет. И сегодня оба учреждения динамично развиваются. - А кто в новом 2012 году к ним присоединится? - С нынешнего октября в статус автономных уже перешли Мурманский строительный и Ковдорский политехнический колледжи. С первого января к ним добавятся еще два лицея - Мурманский индустриальный и Мончегорский профессиональный. И министерство образования, а главное, сами учреждения посчитали, что статус автономных наиболее соответствует их деятельности. Они стабильно развиваются, активно привлекают внебюджетные средства. - А кто-то перейдет в статус казенных и бюджетных учреждений? - Еще в прошлом учебном году четыре вечерних школы при УФСИН стали казенными, то есть финансируются строго по смете. Часть учреждений переходит в статус бюджетных, пионеры здесь Мурмашинский детский дом и Минькинская коррекционная школа-интернат. А вообще, проведя в 2011 году большую подготовительную работу, мы приняли решение, что уже с 1 января 2012 года все наши подведомственные учреждения в соответствии с ФЗ-83 станут автономными, казенными или бюджетными. - Давайте уточним, в чем их отличие? - Казенное учреждение финансируется по смете, при этом сохраняется субсидиарная ответственность учредителя. Автономное имеет значительную свободу действий: оно получает субсидию из областного бюджета напрямую, в рамках государственного задания, имеет возможности для маневра при распоряжении своими средствами, может самостоятельно зарабатывать. Ему проще осуществлять процедуру закупок. А бюджетное учреждение хоть и финансируется через казначейство, в то же время имеет возможность зарабатывать дополнительные средства и самостоятельно тратить деньги. И оно тоже получает субсидию. Кстати, если посмотреть ситуацию по муниципалитетам, то большая часть школ окажется именно в статусе бюджетных. У автономного учреждения все же гораздо больше рисков, и здесь уверенно могут чувствовать себя только те, кто крепко стоит на ногах. - Понятно, что, скажем, МКТС может неплохо заработать с помощью внебюджетной деятельности, оказывая услуги сервиса населению. А педагогический колледж как сможет зарабатывать? - Здесь возможности у каждого учреждения есть, было бы желание. Нормативная база предоставления платных услуг разработана, и у педагогического колледжа - с его колоссальным опытом работы и с его имиджем - тут возможностей немало. - О плюсах нового статуса мы уже сказали. А какие минусы? - Пока рано говорить, слишком мало времени прошло. Но нельзя не отметить, что во всех АУ реально повысили заработную плату работников. К тому же они улучшают свою материально-техническую базу, у них есть возможность самостоятельно приобретать то оборудование, в котором они нуждаются. Риски же связаны в основном с главной проблемой всей нашей системы образования - количеством потенциальных учеников и студентов. Сегодня любое учреждение образования должно очень четко прогнозировать ситуацию с зачислением. И здесь действительно надо серьезно работать над имиджем учреждения, чтобы сохранять объемы государственного задания, в первую очередь количественные показатели набора. А гарантия тут только в одном - в качественной работе учреждения. По материалам Нины АНТОНЯН («Мурманский вестник» от 15.12.2011, http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201112154994)
[версия для печати] перейти: лента новостей |