^M
+1


Уважаемые посетители! Данный сайт является архивным сайтом органов местного самоуправления.
Здесь размещена информация до 1 августа 2015 года.
С 1 августа 2015 года официальным сайтом органов местного самоуправления определен сайт http://apatity.gov-murman.ru/



на главнуюконтактыкарта сайта


   Фотогалерея
  Новости    О городе    Глава    Совет депутатов    Администрация    Правовые акты    Виртуальные торги    Электронные услуги    Информация для многодетных семей  
Новости
2015
    2014
      2013
        2012
        2011
          2010
            2009
              2008
                2007
                  2006
                    2005
                      2004
                        2003
                          Татьяна Поронова, министр финансов Мурманской области: «Вдалеке от воды плавать не научишься»

                          27 января 2012


                          Изучаем проблему

                          - Думаю, что из последних реформ федеральный закон № 83 - наиболее подготовленный с методологической точки зрения. Не зря в свое время министерством финансов Российской Федерации было организовано несколько семинаров-совещаний, вышли объемные рекомендации, нормы закона долгое время публично обсуждались. Напомню: проект закона был согласован на уровне Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений с участием правительства Российской Федерации, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей. Министерству финансов области отчасти досталось курирование этого вопроса в регионе, а потому была создана рабочая группа под руководством заместителя губернатора Александра Ведерникова. Мы собираемся еженедельно, понимая сложности этого закона, и рассматриваем самые разные аспекты его реализации. Имущественные, правовые и в том числе освещение закона в средствах массовой информации.
                            
                          - Когда закон только вышел, он подавался СМИ как нечто угрожающее для учреждений, которые сегодня находятся на бюджете. Якобы этот новый документ значительно урежет денежное содержание большинства бюджетных учреждений, будет навязывать платные услуги, вызовет массовые увольнения и так далее...

                          - Если у кого-то остались страхи подобного рода, я рекомендую зайти на наш сайт br.gov-murman.ru, где размещена очень полезная и подробная презентация под названием «Мифы и реальность ФЗ-83». Там рассматриваются и комментируются все вопросы, которые волнуют руководителей учреждений и получателей услуг. Кстати, мы все этими получателями являемся - будь то образовательная, спортивная, или лечебная организация. Вся необходимая информация выложена там на слайдах.

                          - Сейчас повсеместно идет приемка бюджетов муниципалитетов? Есть какие-то опасения в отношении реализации ФЗ-83?

                          - Мы проехали несколько территорий - и северные, и южные (от Печенги до Кандалакши), где приемка бюджетов проходит при участии поселений. Что касается упомянутого закона, пока звучит только одно опасение: если учреждение станет автономным, где оно возьмет деньги для своего существования? По всей видимости, у нас остался стереотип с того самого первого проекта закона об автономных учреждениях, где говорилось, что автономным может стать только то учреждение, которое имеет возможность активно зарабатывать, развивать платные услуги и иметь какую-то прибыль, из-за которой уменьшится бюджетная составляющая. Сразу хочу уточнить важные аспекты.

                          Ни одно из учреждений с бюджетного довольствия снято не будет. Почему? Потому что мы, начиная со следующего года, будем жить в рамках ФЗ-83, а значит, в условиях государственного задания. Оно будет определено для любого типа учреждения. Скажем, у казенного учреждения, которое полностью на смете, любое движение зависит от главного распорядителя и согласуется с вышестоящим, курирующим министерством. Бюджетное и автономное точно так же имеют государственное задание, которое будет рассчитываться из фактически сложившихся на сегодня расходов. Ведь у каждого учреждения и в 2010-м 2011-м и в плановом 2012 годах есть какие-то услуги, которые оно оказывает населению. А значит, в бюджете определены для этой услуги деньги. Только если в 2011 году каждый шаг учреждения в части финансового обеспечения был строго регламентирован, то теперь АУ финансируются по-другому (для БУ согласование смет расходов остается). Эта процедура упростилась. Сейчас не отраслевое министерство определяет дату на каждый из видов расходов, например, конкретно на зарплату или на оплату коммунальных услуг (раньше были даже кассовые планы-графики, когда что выплачивать: например, до 5-го числа должна прийти зарплата, до 15-го - коммуналка и так далее), а руководитель АУ самостоятельно определяет, что именно ему сегодня важнее профинансировать. Нынче мы отдаем автономным учреждениям квартальную сумму полностью. Если оно получало 4 миллиона ежемесячно, то сегодня получит 12 миллионов. Всю финансовую политику выстраивает сам директор. Ему не надо получать особое разрешение, чтобы закупить скрепки или бумагу, он сам решает, что ему приоритетнее на данный момент.

                          - И значит, в большей степени страхи по поводу ФЗ-83 связаны не столько с тем, что учреждения будут сняты с бюджетного довольствия, а с беспокойством самих руководителей, смогут ли они правильно распорядиться своей свободой?

                          - Думаю, да. Потому что от них сегодня требуется нечто иное, нежели раньше. Уже не будет человека, который водит за ручку в лице курирующего министерства. По сути, руководители должны начать в полной мере исполнять ту функцию, которая определена им согласно штатному расписанию. Если он директор, то должен быть полноценным управленцем, который способен руководить всем процессом не только деятельности учреждения (в зависимости от его профиля обучить, пролечить и так далее), но и быть очень грамотным менеджером с точки зрения расходования денежных средств. Потому что одного без другого быть не может.

                          - Но где же взять таких руководителей?

                          - Знаю совершенно точно, что если человек живет далеко от воды, у него нет шансов научиться плавать. Если директора все время водили за руку и не давали возможностей проявить себя, то нет и возможности понять, получится ли у него быть во главе коллектива в новых условиях. Но те, кто взялись за эту работу в первых автономных учреждениях Мурманска, смогли - теперь об этом можно говорить с уверенностью. Правда, не исключаю варианта, что у кого-то может и не получиться. Но тогда он должен честно это признать и уступить место более профессиональному и грамотному управленцу. Поэтому, по-моему, переход в автономный статус - это испытание скорее не для сотрудников учреждения, а именно для его руководителя.

                          - Но, с другой стороны, какие возможности!

                          - Да, ведь, имея на лицевом счете деньги, можно все точечно, вплоть до дня, распланировать, не ожидая 5-го или 25-го числа. И жить по гораздо более гибкому, маневренному графику. Кстати, для людей, работающих в учреждениях, ничего не должно измениться с его переходом в новый статус. Кроме каких-то добрых перемен, естественно, - повышения зарплаты, к примеру. А вот уровень требований к директору вырастет. И это правильно, так и должно быть. Почему у минфина часто бывают претензии к отраслевикам? Нам зачастую хочется большей ответственности, умения грамотно считать и распределять финансы. Резонные вопросы возникают, например, когда мы видим необоснованное завышение цен по закупкам. К слову, в рамках рабочей группы по государственным закупкам у нас успешно работает центр консолидации, который наблюдает и согласовывает сегодня цены и на питание, и на медикаменты, и на технику, и на многое другое. Некоторые заявки приходится возвращать из-за явно завышенной цены. И это правильно. Считаю, что человек на работе должен относиться к бюджетным деньгам так же ответственно, как дома к своим собственным. Мы же не пойдем в магазин и не купим какой-то из продуктов по двойной цене только потому, что нам вот чисто спонтанно так захотелось. Ведь из кармана достаешь собственные, заработанные тобой деньги. Так вот, по-моему, автономное - это такая организационная форма учреждения, которая по своим функциям как раз и регламентирует более ответственное отношение к бюджетным деньгам. Не может быть уменьшения финансирования - это однозначно, но не может быть и большей свободы без большей ответственности. На сегодня со всеми отраслевиками мы этот вопрос проговаривали: для автономных учреждений условия финансирования должны быть максимально комфортными, то есть для тех, кто пойдет сегодня в АУ, будет больше заботы, внимания. Но это ни в коей мере не значит, что для тех, кто пойдет в этот статус позднее, условия ухудшатся. Просто надо постоянно считать деньги.

                          Еще раз приведу аналогию с семьей. Ведь, имея ипотеку и иные потребительские кредиты, мы более строго рассчитываем свои возможности при покупках. И не звоним при малейшей проблеме родителям: мама, папа, мне вот надо молока купить или хлеба, а денег недостаточно! Так и в АУ. Руководитель учреждения лучше знает, что ему в настоящем периоде более необходимо, и не обращается по любому поводу к вышестоящему руководству. И это правильно.
                           

                          По материалам Нины АНТОНЯН («Мурманский вестник» от 15.12.2011, http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201112154993)

                          [версия для печати]

                          перейти: лента новостей