| | Информация (ЧАСТЬ I) Комитета по экономике к публичным слушаниям (опубликовать до 30.11.2006.).
ПРОЕКТ Принята
|
29 ноября 2006 Информация (ЧАСТЬ I) Комитета по экономике к публичным слушаниям (опубликовать до 30.11.2006.).
ПРОЕКТ Принята
решением Совета депутатов г. Апатиты
№ ______ от ________ 200_г.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА АПАТИТЫ
НА 2007 - 2009 ГОДЫ
Апатиты
2006
П А С П О Р Т
Программы социально-экономического развития города Апатиты
на 2007-2009годы
Наименование программы: Программа социально-экономического развития города Апатиты на 2007-2009годы.
Основание разработки программы: Решение Совета депутатов города Апатиты 28.03.2006г. № 44.
Устав города Апатиты
Заказчик программы: Совет депутатов города Апатиты
Основные разработчики программы: Координатор-разработчик программы - Комитет по экономике Администрации города Апатиты
Разработчики программы
Управление финансов
Комитет по управлению имуществом
Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Отдел образования
Отдел по культуре и делам молодежи
Сектор жилищно-коммунального комплекса
ГОВД г. Апатиты
Главная цель программы: Последовательное улучшение качества жизни горожан на основе сохранения и развития всех видов ресурсов и наиболее полного использования местного потенциала.
Цели программы: 1. Обеспечение экономического роста и развитие налогово-бюджетного потенциала как основы повышения качества жизни населения города путём:
- совершенствования структуры и модернизации предприятий;
- создания условий для развития малого бизнеса и реализации инвестиционных проектов по организации новых производств;
- развития бюджетного потенциала;
- совершенствования управления муниципальным имуществом.
2. Развитие инновационного предпринимательства, наукоемкого производства и комплексной образовательной системы на основе сохранения и развития научно-образова¬тель¬ного потенциала города.
3. Повышение уровня и гармонизация качества жизни населения, в том числе повышение уровня здоровья населения, увеличение рождаемости и сокращение смертности, повышение комфортности проживания, на основе:
- совершенствования демографической и миграционной политики;
- развития социальной помощи;
- модернизации здравоохранения и образования;
- совершенствования услуг в сфере культуры и молодёжной политики;
- развития массовой физической культуры и спорта;
- повышения качества жилья и жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечения безопасности жизни населения.
4. Совершенствование муниципального управления на основе широкого гражданского участия, развития межрегионального и международного сотрудничества.
Сроки реализации программы:
2007-2009 годы
Исполнители программных мероприятий: Администрация города Апатиты, Совет депутатов города Апатиты, предприятия, организации и учреждения города Апатиты.
Источники финансирования: • Городской бюджет
• Муниципальные гарантии
• Муниципальная помощь
• Областной бюджет
• Федеральный бюджет
• Внебюджетные средства
• Собственные средства участников Программы
• Привлеченные средства
Система управления и контроля: Организацию и координацию разработки Программы осуществляет Комитет по экономике.
Для осуществления управления и контроля за ходом реализации Программы при Администрации города создается Координационный совет.
Глава города ежегодно представляет информацию о ходе выполнении Программы в Совет депутатов города Апатиты.
Контроль исполнения осуществляется Главой города и Советом депутатов.
1. Оценка итогов социально-экономического развития г. Апатиты
в 2005-2006гг.
По результатам работы в 2005-2006гг. город имеет улучшения и положительные тенденции развития практически по всем направлениям, которые характеризуются:
положительной динамикой сельскохозяйственного производства, оборотов общественного питания и торговли, объемов платных услуг населению;
сохранением числа занятых на крупных и малых предприятиях города;
стабильностью в сфере регистрируемой безработицы;
ростом реальных доходов населения;
увеличением реальной заработной платы работников, в том числе бюджетной сферы, реального размера пенсий.
1.1. Экономическая ситуация
Основными организациями, отражающими специфику экономики города, являются: АНОФ-2 – подразделение ОАО «Апатит», ОАО Апатитская ТЭЦ, ОАО «Апатитыхлеб», ОАО «Апатитский молочный комбинат», ОАО «Северные кристаллы», ОАО «Агрофирма «Индустрия», Кольский научный центр Российской Академии наук, ОАО «Мурманская геологоразведочная экспедиция», ОАО «Кольский геологический информационно- лабораторный центр».
Численность занятого населения города сохранится на уровне предыдущего года и составит к концу 2006г. 31,1 тыс.человек, в том числе, численность населения, занятого в экономике г. Апатиты оценивается в 25,7 тыс. человек.
Основная доля работающего населения города, отражаемая в статистических отчетах, – это работники крупных и средних организаций – 63% от общей занятости (из них 26% - работники бюджетной сферы: образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта). Значительная часть жителей города – 17,3% - работники ОАО «Апатит», расположенного в г.Кировске. Остальные 19,7% работающего населения заняты в малом бизнесе.
В городе работает свыше 280 малых предприятий с общей численностью занятых без учета совместителей - 2,6 тыс.человек. В целом годовой оборот малых предприятий в 2006 году оценивается на уровне 4,6 млн.руб. (официальная статистика отсутствует), 70% оборота приходится на торговлю, остальные 30% - на сферу производства товаров, работ, услуг.
Рис.1
Рис.2
В непроизводственной сфере выделяется научно-образовательный комплекс. Сегодня в городе работает 9 научных институтов Кольского научного центра Российской академии наук. В общей сложности КНЦ РАН обеспечивает проведение комплексных междисциплинарных исследований в более чем 20-ти научных направлениях. В г.Апатиты проводится более 80% всех научно-исследовательских работ, которые ведутся в Мурманской области. В научных исследованиях в полной мере представлены как фундаментальные, так и прикладные исследования.
Продолжает развиваться система высшего образования. Учебную базу высшей школы составляют Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, Апатитский филиал Мурманского государственного технического университета, в которых обучается 6,6 тысяч студентов.
В целях содействия коммерциализации наукоемких разработок и развитию инновационного предпринимательства в 2003г. создано и развивается Некоммерческое партнерство «Технопарк-Апатиты», в 2005г. на базе КНЦ РАН создан Региональный Центр трансфера технологий.
На общем фоне экономического развития города заметно активизирована инвестиционная деятельность, как за счет собственных средств организаций, так и за счет средств бюджетов всех уровней. В 2006 году объем инвестиций составит ориентировочно 285 млн.руб., что в сопоставимых ценах на 6,7% выше, чем в 2005г. Доля бюджетных средств всех уровней составит 39,1% от общего объема инвестируемых средств.
Принятые на федеральном уровне изменения в части регулирования межбюджетных отношений и перераспределения полномочий между уровнями власти, сказались на формировании местного бюджета в 2005-2006гг. До 2005 года доходы городского бюджета увеличивались не только в фактическом, но и в реальном исчислении (с учётом инфляции), в том числе, и на душу населения. В 2005 году доля собственных доходов средств городского бюджета снизилась с 49 до 32%, в 2006 году составит 38% (Рис. 3). Кроме того, доходы городского бюджета в 2005 году фактически были ниже уровня 2004 года на 10,5%, а в реальном исчислении (при пересчете на индекс инфляции) были даже ниже уровня 2000 года. Оценка доходов бюджета за 2006 год несколько лучше – предполагается рост доходов по сравнению с 2005 годом, как в фактическом, так и в реальном исчислении на 24 и 14% соответственно (Рис.4).
Рис.3.
Рис.4.
2. Социальная сфера
Среднегодовая численность постоянного населения города составила в 2005 году 63,1тыс.человек (7,3% населения Мурманской области), в 2006 году численность населения сократится и составит ориентировочно 62,7тыс.чел. Влияние естественной убыли на сокращение численности населения представлено на графике (Рис.5).
Рис.5.
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в службе занятости, снизилась с 1,3 тыс.чел. в 2004г. до 1,0 тыс.чел. в 2006г. и остается стабильной.
Средняя заработная плата работающего населения на крупных и средних предприятиях за 2005г. составляла 10 385 рублей или 84% к среднеобластному уровню. Фактический рост заработной платы в 2006 году на крупных и средних предприятиях города должен составить 25%. Предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, индексации пенсий, по адресной защите незащищённых и малообеспеченных граждан, позволяют оценивать рост реальных доходов населения в 2006г. по сравнению с предыдущим годом на 10,9%.
В результате уменьшения населения и использования внутренних резервов складывается тенденция некоторого улучшения обеспеченности населения социальными услугами: больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями и учреждениями социального обслуживания, библиотеками и учреждениями культуры.
В сфере обеспечения безопасности, начиная с 2002г., наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений.
Рис.6.
2. Цели программы социально-экономического развития
города Апатиты на 2007-2009гг.
Программа социально-экономического развития города Апатиты на 2007-2009гг. является документом среднесрочного планирования и определяет ключевые направления деятельности органов местного самоуправления города Апатиты, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города, на ближайшие 3 года по достижению стратегических целей развития города, которые определены в Стратегии социально-экономического развития города Апатиты, утвержденной Решением Апатитского городского Совета народных депутатов от 19.12.2002г.
Реализация Стратегии осуществляется через сложившийся, начиная с 1999 г., механизм разработки и реализации программ социально-экономического развития краткосрочного действия (на 2 года). Разработка каждой новой программы является логичным продолжением работы органов местного самоуправления г. Апатиты по планированию перспектив развития города с учётом принятой стратегии развития. Тем самым обеспечивается преемственность деятельности органов местного самоуправления г. Апатиты по достижению стратегических целей развития города.
Достижение этих целей возможно при условии проведения активной политики в социальной сфере и экономике на местном уровне с учётом приоритетов, определённых на указанный период в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утверждённую распоряжением от 19.01.2006г. № 38-р, а также в Программе социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы, утверждённой Законом Мурманской области от 10.02.2005 № 594-01-ЗМО.
Главной стратегической целью развития города является: «развитие города Апатиты как конкурентоспособного в экономике, науке и инновациях города Мурманской области, привлекательного качеством жизни и природно-культурной средой, ориентированного на становление гражданского общества». В рамках указанной цели, основной целью Программы социально-экономического развития города Апатиты на 2007-2009гг. является «последовательное улучшение качества жизни горожан на основе сохранения и развития всех видов ресурсов и наиболее полного использования местного потенциала», так как именно улучшение качества жизни людей является истинной целью социально-экономического развития общества. Такая цель в полной мере соответствует основным стратегическим целям развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны, а также соответствует целям развития региона: повышение уровня и качества жизни населения области.
Для достижения поставленных целей на федеральном и региональном уровне предполагается продолжить институциональные преобразования, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является тем преимуществом, использование которого позволит более эффективно решать проблемы обеспечения благосостояния населения на территории конкретного муниципального образования. Процесс разграничения полномочий между уровнями публичной власти и реформа местного самоуправления должны привести к укреплению этого преимущества путем четкого определения по возможности непересекающихся сфер ответственности каждого уровня власти, увеличения самостоятельности и местных органов власти при принятии решений.
Достижение поставленной цели предполагает, в первую очередь, стабильную и развивающуюся экономическую основу, что позволяет планомерно осуществлять меры по повышению уровня и качества жизни горожан. В связи с этим, постановка экономических целей в Программе рассматривается как средство повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города, роста бюджетного потенциала, на основе чего могут быть реализованы социальные цели.
При рассмотрении проблем развития города и постановке задач в рамках поставленных целей необходимо учитывать приоритеты, установленные на федеральном уровне, что должно способствовать более эффективной реализации программы развития города с учётом полномочий местных органов власти, определённых Уставом города Апатиты и действующим законодательством.
2. Основные проблемы и приоритетные направления
развития г. Апатиты
3.1. Проблемы экономического роста.
3.1.1. Развитие крупных и средних предприятий.
В последние годы состояние экономики города является достаточно устойчивым, в ряде сфер деятельности сложилась положительная динамика роста объёмов производства: в строительстве, торговле, сфере платных услуг. В сфере промышленного производства такой стабильности нет. Прежде всего, это связано с тем, что основная часть крупных и средних предприятий и малого бизнеса, по-прежнему, в большей степени, обслуживают внутригородской и региональный рынок. Предпринятые предприятиями ранее меры по повышению конкурентоспособности продукции и услуг, по расширению рынков сбыта за пределы города, больше не приносят заметных результатов. Некоторым предприятиям необходимо кардинально менять стратегию и структуру производства.
Работа предприятий города, как реального сектора экономики, должна находиться в поле постоянного внимания органов местного самоуправления. Местная экономическая политика ориентирована на решение следующих основных задач:
- повышение инвестиционной привлекательности города;
- развитие технологического и производственного потенциала предприятий города;
- ограничение безработицы и увеличение числа работающих в экономике города;
- защиту интересов местных производителей товаров, работ и услуг;
- улучшение социальной обстановки на предприятиях;
- обеспечение роста реальных поступлений в бюджет.
Стабилизация и обеспечение экономического роста на крупных предприятиях должны в конечном итоге стать залогом снижения дотационности городского бюджета.
Всё более значительное место в экономике города и развитии местного и регионального потребительского рынка занимает сельскохозяйственное предприятие ОАО «Агрофирма «Индустрия». Развитие агропромышленного комплекса является одним из приоритетных национальных проектов, в реализацию которого предприятие уже включилось в 2006г., получив долгосрочный кредит на модернизацию животноводческого комплекса с целью улучшения организации и условий труда, повышения качества и объёмов производства. В результате ожидается не только увеличение объёмных показателей производства животноводческой продукции, но и улучшение структуры и качества питания населения города.
3.1.2. Развитие малого предпринимательства.
Малое предпринимательство представляет собой одну из ключевых «точек роста», имеющих перспективное значение для развития города Апатиты в ближайшие 10—15 лет.
Активность в сфере малого предпринимательства возрастает, как и его роль в экономике города, чему способствовали меры, предпринятые Правительством Российской Федерации, в части снижения налогового бремени и упрощения системы налогообложения, меры со стороны региональных органов власти по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, а также меры со стороны органов местного самоуправления г. Апатиты по упорядочению процедур аренды муниципального имущества и земель, по расширению доступа субъектов малого предпринимательства к муниципальным закупкам товаров, по развитию выставочной деятельности.
Потенциал экономического развития малого предпринимательства в г. Апатиты имеет большие резервы. Надо признать, что препятствия для развития малого бизнеса, по-прежнему, сохраняются, в том числе и на муниципальном уровне. Ключевые проблемы, на решение которых необходимо направить усилия в первую очередь:
- недостаточно четкая и полная регламентация административных процедур со стороны муниципальных органов;
- ограниченное предложение объектов недвижимости для организации предпринимательской деятельности;
- сложность и высокая стоимость оформления земельных участков и объектов недвижимости;
- недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства;
- отсутствие квалифицированных кадров, как для бизнеса, так и для объектов инфраструктуры предпринимательства;
- недостаточная информационная обеспеченность субъектов малого предпринимательства;
- низкая социальная защищенность предпринимателей и их наемных работников.
Решение указанных проблем направлено на улучшение предпринимательского климата в г. Апатиты и повышение привлекательности малого бизнеса, создание условий, стимулирующих граждан, в том числе молодёжи, к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада малого предпринимательства в доходы городского бюджета.
Не снижая роли в целом малого предпринимательства, приоритетными стратегическими направлениями развития города на ближайшие годы являются инновационное предпринимательство и развитие туризма.
Понятие инновационности относится практически ко всем направлениям деятельности (промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг и др.). Вместе с тем, учитывая имеющийся в городе научно-образовательный потенциал и поставленную в Программе задачу его наиболее полного использования, особое внимание в ближайшие годы будет уделяться поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Концепция и Программа развития туризма в г. Апатиты, принятые в 2005г., определяют, что основной целью развития туризма в г. Апатиты является, как удовлетворение потребности приезжих туристов и местного населения в туристских услугах, а также вклад сферы туризма в развитие экономики города. Ключевой задачей является создание инфраструктуры туризма, соответствующей современным требованиям. В связи с этим, будет продолжена работа по реконструкции и модернизации мест проживания, питания, досуга, в основном, за счёт собственных средств предприятий, а также повышение качества услуг, в том числе, путём подготовки и привлечения квалифицированных кадров в сферу туризма.
Основными направлениями поддержки развития предпринимательства в г. Апатиты на предстоящий период являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание новых и поддержка существующих организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, повышение эффективности их деятельности;
- поддержка системы микрокредитования ;
- привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в обеспечении закупок для муниципальных нужд;
- развитие выставочно-ярмарочной деятельности;
- создание и реализация на базе филиалов ВУЗов специальных учебных программ для субъектов малого предпринимательства по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучёта, налогообложения, предпринимательского права;
- содействие созданию системы и программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
- организация учебных и информационных семинаров для субъектов малого предпринимательства;
- организация и проведение конкурсов мастерства среди субъектов малого предпринимательства;
- привлечение общественных организаций предпринимателей к разработке и экспертизе правовых актов, касающихся предпринимательской деятельности, а также к совместной работе по реализации мер поддержки предпринимательства в городе.
Необходимо также в наибольшей мере использовать возможности государственной поддержки для решения проблем по развитию малого бизнеса в г. Апатиты, в том числе:
- привлекая финансовые ресурсы на конкурсной основе для развития инфраструктуры;
- повышая уровень компетентности и информированности предпринимательского сообщества муниципального образования об имеющихся возможностях государственной поддержки.
Конкретные мероприятия по поддержке малого предпринимательства разрабатываются в ежеквартальных планах работы по г. Апатиты, которые входят составляющей частью Плана мероприятий по выполнению региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области» на 2005-2008 годы.
3.1.3. Развитие бюджетного потенциала.
Несмотря на предпринимаемые меры и рост собственных доходов, городской бюджет продолжает оставаться в значительной мере дотационным. С учетом сложившихся на сегодняшний момент межбюджетных отношений в Мурманской области необходимо констатировать, что в прогнозируемом периоде бюджет городского округа Апатиты будет оставаться дотационным. Несоответствие размера собственных доходов городского бюджета объему сохраненных за муниципальным образованием расходных полномочий является главной проблемой бюджета городского округа Апатиты. Решение проблемы предполагает действия в двух направлениях: интенсификация использования собственных источников доходов городского бюджета, включая доходы от муниципального имущества, местные налоги и платежи, и повышение эффективности расходования средств городского бюджета.
Актуальными направлениями бюджетной политики городского округа Апатиты в прогнозируемом периоде будут являться:
- оптимизация деятельности муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества услуг, а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств городского бюджета;
- расширение использования программно-целевых методов планирования расходов бюджета;
- реализация комплекса мер, направленных на изменение принципов функционирования сети бюджетных учреждений и механизмов их финансирования с учетом целевых методов бюджетирования, ориентированного на результат, а также на обеспечение контроля за качеством и объемом предоставляемых ими услуг;
- внедрение новых механизмов бюджетного финансирования с учетом специфики конкретных видов общественных услуг, в том числе внедрение принципа нормативно-подушевого финансирования организаций, предусматривающего увязку сумм выделяемых бюджетных средств с объемами и качеством предоставляемых населению услуг;
- расширение возможностей привлечения организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет бюджетного финансирования;
- совершенствование механизма закупок для муниципальных нужд, в том числе, повышение обоснованности прогнозов муниципальных закупок.
3.1.4. Управление муниципальной собственностью.
Значительным резервом пополнения бюджета остаётся повышение эффективности использования муниципальной собственности. В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации политика управления муниципальной собственностью в 2006 - 2008 годах и в дальнейшем должна строиться на принципах строгого соответствия состава муниципального имущества функциям и полномочиям органов местного самоуправления.
В связи с этим, в рамках Программы необходимо принять меры, направленные на:
- совершенствование порядка реализации муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации;
- совершенствование механизмов управления имуществом муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных организаций по распоряжению муниципальным имуществом;
- совершенствование механизма налогообложения и арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
Правительство Российской Федерации на ближайшие годы ставит перед собой задачу развития рынка недвижимости, в том числе, вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, в связи с чем на федеральном уровне будут предприняты меры, направленные на совершенствование процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования, которые в настоящее время непрозрачны и чрезмерно усложнены.
В целях обеспечения планового использования земель на уровне города необходимо обеспечить разработку и принятие:
- генерального плана города, учитывающего происходящие и будущие изменения городской среды, в том числе, как научно-инновационного и образовательного центра;
- правил землепользования и застройки на территории г. Апатиты.
Совершенствование управления муниципальной собственностью города является ключевым направлением в решении проблем экономического роста и бюджетного потенциала, так как на повышение инвестиционной привлекательности и улучшение предпринимательского климата в городе, в результате чего ожидается рост доходов городского бюджета, увеличение количества рабочих мест и повышение благосостояния населения.
Таким образом, проблемы развития, диверсификации и конкурентоспособности экономики города, повышения налогово-бюджетного потенциала местного развития, управления муниципальной собственностью остаются, по-прежнему, актуальными и крайне важными для развития человеческого потенциала. Эти проблемы требуют программного решения, объединяющего ресурсы и координирующего усилия организаций и предпринимателей города с действиями органов местного самоуправления.
3.2. Проблемы развития научно-образовательного потенциала г.Апатиты.
В декабре 2003г. Администрацией г. Апатиты при поддержке Правительства Мурманской области начата работа по подготовке документов по присвоению Апатитам статуса наукограда. В 2005г. в городе сформирован научно-производственный комплекс, включающий 19 организаций, в том числе, 9 малых инновационных предприятий. При Администрации города создан научно-технический совет.
Учитывая структурные изменения в экономике города, происшедшие в 2006г., в настоящий момент город не соответствует законодательно установленным критериям города-наукограда. Однако, учитывая богатый научно-образовательный потенциал города, по сути своей он таковым является.
В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.
Ориентация города на инновационное развитие соответствует в полной мере приоритетам Российской Федерации, в соответствии с которыми на уровне государства будет предпринят ряд мер по реформированию науки и стимулированию инноваций, в том числе:
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
- поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.
В г. Апатиты уже реализуется ряд проектов, соответствующих указанным направлениям, в том числе, наряду с уже существующим в городе НП «Технопарк Апатиты» в 2006-2007гг. будет создан областной бизнес-инкубатор, который должен стать ключевым объектом формирующейся в городе и регионе инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
С целью более полного использования научно-технического и образовательного потенциала г. Апатиты, основными задачами на ближайшее время и на перспективу должны стать:
- поддержание и развитие в городе Апатиты на мировом уровне фундаментальных и прикладных исследований, прикладных технологических разработок;
- развитие инновационного предпринимательства, наукоёмкого производства и инновационной инфраструктуры;
- развитие информационной инфраструктуры, направленной на развитие современных телекоммуникационных систем в городе, сбор и обобщение информации по различным направлениям, обеспечение свободного доступа к информации.
- продолжение работы по развитию комплекса образовательных услуг и созданию системы непрерывного образования.
Особое значение на ближайшие годы приобретает проблема достижения необходимого уровня критериев соответствия города статусу наукограда и разработка мер по её преодолению, в том числе:
- поддержка действующих и содействие созданию новых инновационных предприятий – юридических лиц;
- содействие предприятиям и организациям научно-производственного комплекса в реализации новых проектов, направленных на увеличение объёмов производства и численности занятых.
3.3. Проблемы повышения уровня и качества жизни в г. Апатиты.
Проблемам повышения уровня и гармонизация качества жизни населения г. Апатиты в Программе уделяется особое внимание, так как от их решения в конечном итоге зависит достижение главной стратегической цели развития г. Апатиты по превращению его в город с сильной экономикой и высоким качеством жизни.
3.3.1. Демографическое развитие и миграционная политика.
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны.
В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения России за счет таких составляющих демографического развития, как рождаемость, смертность и миграция, приобретая признаки депопуляции, ограничивает возможности социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Данные тенденции сокращения рождаемости и увеличения смертности характерны и для г. Апатиты. За счет естественной и миграционной убыли численность населения города ежегодно сокращается на 0,6%. Ожидается, что среднегодовая численность населения в 2006 году составит 62,7тыс.чел., при этом показатели рождаемости будут несколько выше уровня прошлого года - 9,5 родившихся на 1000 населения (в 2005 году – 9,1), а показатели смертности несколько ниже – 14,4 умерших на 1000 населения (в 2005 году – 14,8). За последние пять лет естественная убыль населения была самой высокой в 2005 году - 5,7 человек на 1000 населения, а самой низкой – в 2004 году – 3,3 человека на 1000 населения. В текущем году этот показатель может составить 4,9 человека на 1000 населения.
Показатели миграции, в т.ч. в 2006 году, традиционно складываются в пользу ежегодной миграционной убыли населения – около 4 человек на 1000 жителей. Исключением стал 2005 год, когда впервые за несколько лет зафиксирован незначительный миграционный приток населения в город.
Государством разработан комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой, улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, которые предусмотрены в программах, связанных с развитием человеческого капитала и с реформированием здравоохранения, сокращением масштабов бедности и формированием рынка доступного жилья.
Задача органов местного самоуправления г. Апатиты состоит в том, чтобы активно включиться в федеральные и региональные программы и национальные проекты с целью наиболее полного привлечения ресурсов для решения городских проблем, связанных с демографическим развитием.
Особое внимание требуется уделить поддержке молодых семей и семей с детьми. Решению одной из важнейших проблем молодых семей и стимулированию рождаемости должна способствовать реализация городской целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей города Апатиты» на 2006-2008 годы. В течение ближайших двух лет необходимо отработать механизмы реализации программы, оценить её эффективность и принять меры по её совершенствованию.
Необходимость управления миграционными процессами и контроля за ними на территории города обусловлена тем, что отсутствие такой работы может привести к формированию различных криминальных нацио¬нальных сообществ, моно этнического бизнеса, теневых секторов экономи¬ки с привлечением нелегальных мигрантов, созданию предпосылок для обострения отношений между местным населением и мигрантами, возникновению конфликтов на межнациональной и межэтни¬ческой почве.
Основными целями миграционной политики являются: достижение позитивного эффекта - экономического, политического и социального - от иммиграции на территории города, регулирование миграцион¬ных процессов, оптимизация объема и структуры миграционных потоков, использование потенциала мигрантов в интересах города Апатиты; реализация по¬литики государства в отношении соотечественников за рубежом, вынуж¬денных переселенцев.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить координацию и взаимодействие органов местного самоуправления города Апатиты с государственными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, заинтересованными ве¬домствами, направленные на формирование позитивного общественного мнения о миграционной политике государства; повышение устойчивости и эффективности контроля за миграционной ситуацией; оптимизацию объемов прибытия в трудовой ми¬грации, лучшее использование ее потенциала, сведение до минимума незаконной миграции; совершенствование действующей системы миграционного контроля в части нормативно- правового регулирования миграционных потоков.
Мероприятия программы будут направлены на оказание помощи и содействие мигрантам в их адаптации и трудоустройстве, с одновременным принятием мер по усилению контроля за категорией иностранных граждан, временно пребы¬вающих на территории города Апатиты, с целью пресечения их незаконных дейст¬вий от нелегальной трудовой деятельности до совершения правонарушений.
3.3.2. Достижение высокого качества и эффективности образования.
Для образовательной системы города Апатиты характерны устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию на основе модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.
Вместе с тем, сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов:
- не разработаны местные нормативы финансирования дошкольных образовательных учреждений;
- не созданы достаточные условия для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- необходимо повышение качества общеобразовательной подготовки выпускников средних школ;
- недостаточное ресурсное обеспечение сдерживает введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей;
- материально-техническая база зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечают современным требованиям;
- сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений;
- недостаточно эффективно взаимодействие учреждений общего образования и учреждений профессионального образования, расположенных на территории г.Апатиты;
- недостаточно совершенна система межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В 2007-2009 годы предстоит продолжить модернизацию системы образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетного финансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль за эффективностью использования внебюджетных средств. Имеющийся потенциал системы образования города позволяет реализовать приоритетные направления дальнейшего развития. Городская целевая программа «Развитие образования г. Апатиты на 2006-2010 годы» должна стать основой для реализации государственной политики в области образования, обеспечить продолжение предшествующего этапа модернизации системы образования.
3.3.3. Улучшение здоровья населения.
Повышение уровня здоровья населения города является одной из приоритетных задач в решении проблемы гармонизации качества жизни населения.
На уровне государства одним из приоритетных национальных проектов объявлен проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Предполагается активное участие г. Апатиты в реализации национального проекта и использование предоставляемых в рамках проекта возможностей по повышению качества оказания медицинской помощи для жителей г. Апатиты. Городская целевая программа «Развитие здравоохранения г. Апатиты» на 2006-2008 годы направлена на решение следующих основных задач:
- внедрение современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
- улучшение материально-технической базы лечебных учреждений;
- повышение профессионального уровня медицинских работников.
3.3.4. Повышение качества городской среды и жилищно-коммунальных услуг.
Качественная городская среда делает город привлекательным не только для жителей, но и способствует улучшению предпринимательского климата и повышению инвестиционной активности. Городская среда – понятие комплексное, включающее наличие разнообразных объектов инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность в городе, архитектурный облик города, его пространственную организацию и функциональное использование земель, планировки и застройки улиц. Первоочередными задачами в данном направлении на предстоящий период являются:
- разработка и принятие генерального плана города и правил землепользования и застройки на территории г. Апатиты;
- привлечение инвестиций в завершение строительства недостроенных объектов инфраструктуры города и в строительство новых объектов;
- возобновление строительства жилья, в том числе малоэтажного.
Неотъемлемым элементом городской среды является качественная жилищно-коммунальная инфраструктура и, соответственно, качественные жилищно-коммунальные услуги. Современный этап развития жилищно-коммунального комплекса - это переход от формирования основных направлений и принципов реформирования жилищной сферы к стадии реализации намеченных мер.
Коммунальная инфраструктура г. Апатиты нуждается в реформировании. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Жилищно-коммунальное хозяйство требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. За последние годы сложилась конкуренция между подрядными организациями, которые предоставляют услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, однако, пока отсутствует конкуренция на рынке управления жилищным фондом.
Главными целями современного этапа реформы на государственном уровне являются:
- закрепление устойчивых правовых форм регулирования, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг для граждан в соответствии с их платежеспособным спросом;
- обеспечение безопасности проживания граждан в жилых помещениях и качества жилой среды и услуг в соответствии с установленными стандартами;
- обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
- оптимизация бюджетных расходов в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Исходные цели реформы определили основные направления деятельности органов местного самоуправления города Апатиты в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
1. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса.
2. Привлечение инвестиционных ресурсов в развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
3. Обеспечение стандартов качества условий проживания населения и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг при оптимальных расходах.
4. Внедрение механизма адресной социальной поддержки семей с низкими доходами по оплате жилья и коммунальных услуг.
5. Совершенствование системы управления жилищным фондом.
6. Обеспечение комфортных условий проживания населения на территории муниципального образования.
7. Повышение эффективности тарифного регулирования.
Для достижения указанных целей разработаны и реализуются следующие городские целевые программы:
- «Развитие жилищно-коммунального комплекса города Апатиты на 2005-2010 годы» с подпрограммой по созданию условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Апатиты на 2006-2010 годы и подпрограммой «Реконструкция ветхого жилого фонда города Апатиты на 2006-2010 годы»;
- Программа энергосбережения города Апатиты на 2005-2010 годы .
3.3.5. Улучшение качества окружающей среды.
Обобщенный опыт городов мира показывает принципиальную невозможность реального улучшения жизни населения без ориентации на обеспечение устойчивого развития, что предполагает проведение эффективной природоохранной политики. Считается общепризнанным, что деградация природной среды препятствует социально-экономическому развитию городов и снижает их инвестиционную привлекательность.
Целями государственной экологической политики в долгосрочной перспективе являются:
- обеспечение стабильности и поддержание устойчивого равновесного состояния экологических систем;
- формирование экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным воздействием на окружающую среду, малой ресурсоемкостью и высокой энергоэффективностью;
- создание благоприятной экологической обстановки как фактора улучшения среды обитания человека.
Исходя из указанных целей, для г. Апатиты являются актуальными следующие задачи:
- разработка муниципальных нормативно правовых актов для регулирования взаимоотношений в сфере охраны природы на муниципальном уровне;
- привлечение инвестиций на осуществление мероприятий капитального характера по предотвращению загрязнения окружающей природной среды;
- стимулирование развития предпринимательской деятельности, направленной на решение экологических проблем;
- разработка и реализация комплекса мероприятий по сохранению биоразнообразия и развитию сети особо охраняемых территорий и территорий рекреационного назначения;
- разработка системы и реализация мероприятий по экологическому воспитанию и образованию всех слоев населения.
Решение указанных задач предусмотрено в рамках городской целевой программы «Охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в г. Апатиты» на 2007-2008 годы, в том числе, путём развития механизмов финансовых взаимоотношений для осуществления мероприятий по охране окружающей среды. Разработка и реализация природоохранных целевых программ предполагает широкое участие общественности и предприятий города.
3.3.6. Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи.
Несмотря на увеличение в 2000 - 2004 годах темпов роста реальных доходов населения, продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребления, незначительно превышающий прожиточный минимум.
Государственная политика направлена на усиление адресного характера предоставления социальной помощи, учитывающего как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки, что позволит оптимизировать систему социальной помощи и направить бюджетные средства в пользу особо нуждающихся граждан.
Учитывая приоритеты государства и особенности местной специфики необходимо продолжить совершенствование системы социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, повышение качества и увеличение объема предоставляемых государственных услуг.
Необходимо оказать содействие территориальным органам социальной защиты по созданию инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе; поддержать реализацию индивидуальных программ реабилитации для каждого инвалида, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
Распространение бедности среди семей с детьми обусловливает повышенный риск асоциального поведения, как родителей, так и их детей, что ведет к безнадзорности и противоправному поведению детей. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных детей, сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних предполагается сосредоточить усилия на реализации следующих мер:
- проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия;
- создание системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации;
- реализация мер по развитию системы внешкольного воспитания и детского спорта.
Кроме того, необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, и лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.
Реализация вышеперечисленных мер предусмотрена в рамках городских целевых программ «Социальная защита населения г. Апатиты» на 2006-2008 годы, «Профилактика правонарушений в г. Апатиты» на 2007-2008 годы и других.
3.3.7. Развитие потенциала культуры и духовной жизни.
Деятельность учреждений культуры играет существенную роль в улучшении качества отдыха и повышении культурного уровня населения, тем самым способствуя снятию социальной напряженности. Стратегия развития культуры в г. Апатиты строится с учетом с социально-экономических особенностей развития города, интересов и запросов различных категорий населения, культурного и интеллектуального потенциала города, материально-технической базы учреждений культуры.
В связи с этим, на предстоящий период для г. Апатиты являются актуальными следующие основные задачи:
- увеличение перечня и объема услуг, предоставляемых учреждениями культуры в соответствии с интересами и потребностями населения;
- повышение адресности и увеличение разнообразия услуг культуры и информационных услуг;
- обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек центров правовой, деловой и иной информации;
- выявление и поддержка творчески одаренной молодежи и людей разных возрастов;
- поддержка перспективных творческих проектов;
- активизация делового и международного сотрудничества, включая культурные обмены;
- оказание поддержки проведению конкурсов, фестивалей, выставок и увеличение их количества;
- сохранение и развитие инфраструктуры отрасли культуры, укрепление ее материально-технической базы.
В среднесрочной перспективе важным фактором, способствующим развитию отрасли, будет являться стимулирование увеличения доли частного финансирования сферы культуры, в том числе использование механизмов частно-государственного партнерства, развития меценатства и благотворительности.
На решение указанных задач направлена городская целевая программа «Культура г. Апатиты. Сохранение и развитие её отдельных направлений» на 2007-2009 годы.
3.3.8. Совершенствование молодёжной политики.
Важной составной частью социальной политики являются меры, направленные на социальное становление, развитие и самореализацию молодёжи.
В настоящее время в молодёжной среде города продолжают оставаться определённые негативные тенденции. К условиям рыночной экономики адаптировалась лишь небольшая часть молодых людей. Возрастает социальная дифференциация в молодёжной среде. В условиях ухудшения демографической ситуации особую актуальность приобретает работа с молодыми семьями, помощь молодым родителям в воспитании молодых семей, оказание содействия в решении жилищных проблем.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения является одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь – объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
Целью городской молодежной политики на предстоящий период является создание условий интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития.
Основными направлениями городской молодёжной политики являются:
- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых граждан;
- содействие развитию молодёжных инициатив, молодёжного общественного движения;
- поддержка молодых граждан в сфере образования, культуры, научно-технического и художественного творчества;
- содействие формированию здорового образа жизни молодых граждан;
- создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодёжи;
- поддержка молодых семей;
- организация профилактики негативных явлений в молодёжной среде;
- создание условий для информационного обеспечения молодёжи;
- развитие международного молодёжного сотрудничества;
- муниципальная поддержка проектов и программ молодёжных и детских общественных объединений.
На решение указанных задач направлена городская целевая программа «Апатиты. Молодежь. XXI век» на 2006-2008гг.
Выполнение мероприятий Программы позволит повысить гражданскую сознательность, духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал молодого поколения, деловую активность молодежи в нашем городе.
3.3.9. Развитие физической культуры, спорта и туризма.
Физкультура и спорт по-прежнему остаются главной альтернативой негативных тенденций в молодежной среде, простым и естественным решением проблемы свободного времени, источником позитива не только физического, но и психологического для людей любого возраста.
На более эффективную и планомерную реализацию мер по развитию физкультуры и спорта в г. Апатиты в период 2007-2009 года направлена соответствующая городская целевая программа, основными целями которой являются:
- создание условий для формирования у граждан устойчивой мотивации к всестороннему физическому развитию, потребности в здоровом образе жизни, отрицательного отношения к негативным явлениям;
- формирование системы базовых материальных, организационных, финансовых и моральных факторов для обеспечения устойчивой тенденции развития физической культуры и спорта в городе в дальнейшем.
Для достижения указанных целей планируется решение следующих задач:
- Дальнейшее развитие массовой физической культуры. При этом особое внимание будет уделено формированию у детей жизненно важных навыков и качеств, созданию нормальных условий для занятий детей и взрослых физической культурой и спортом, главным образом – путем укрепления материальной базы. Одними из важнейших в данном ряду являются мероприятия по обеспечению безопасности занятий на спортивных объектах.
- Подготовка спортивного резерва, развитие системы подготовки спортсменов, которая способствовала бы эффективному росту одаренных и перспективных спортсменов.
- Поддержка сборных команд по различным видам спорта, которые были и остаются важным фактором формирования имиджа города.
- Продолжение работы по привлечению инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом и улучшению условий для их занятий.
- Развитие новых перспективных направлений физической активности, которые соответствовали бы духу времени и отвечали насущным потребностям молодежи
3.3.10. Обеспечение безопасности жизни населения.
Социологическое исследование по выявлению комфортности проживания в муниципальном образовании, выполненное в октябре 2006г. специалистами Института экономических проблем показывает, что безопасность имущественная и физическая как показатель оценки комфортности стоит на первом месте в ответах опрошенных граждан.
Учитывая приоритетность обеспечения безопасности жизни населения, как на национальном, так и на региональном и местном уровнях, решение указанных проблем носит целевой характер и предусмотрено в городских целевых программах «Правопорядок» на 2006-2007годы и «Профилактика правонарушений в г. Апатиты» на 2007-2009 годы:
Основными целями на ближайшие годы в сфере обеспечения безопасности жизни населения г. Апатиты являются:
- обеспечение безопасности граждан от противоправных действий;
- повышение эффективности охра¬ны общественного порядка и уровня общественной безопасности;
- улучшение профилактической работы сотрудников органов внутренних дел;
- укрепление взаимодействия с общественными объе¬динениями и организациями.
В связи с этим предусматривается решение следую¬щего комплекса задач:
1. Осуществление целенаправленной социально-правовой профилактики
правонарушений, в том числе:
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершенно¬
летних и молодежи;
- профилактика правонарушений террористической и экстремист¬ской направленности;
- профилактика нарушений законодательства о гражданстве, преду¬преждение и пресечение нелегальной миграции;
- профилактика правонарушений, связанных с распространением
алкоголизма, незаконным оборотом наркотиков;
- профилактика правонарушений среди лиц освободившихся из мест
лишения свободы;
- профилактика правонарушений в общественных местах;
- профилактика насилия в сфере семейно-бытовых отношений;
- профилактика правонарушений в сфере экономики, коррупции,
борьба с организованной преступностью;
2. Вовлечение в систему предупреждения правонарушений предприятий,
учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных
организаций.
3. Повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о
правонарушениях за счет наращивания сил правопорядка и технических
средств контроля за ситуацией в общественных местах.
4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих соверше¬нию правонарушений.
Учитывая высокую степень криминализации общества, разрушение действовавшей ранее системы профилактики преступлений и правонарушений, а также неконтролируемый поток материалов средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия и экстремизма, сопровождающийся низким уровнем правового сознания молодежи, необходимо для принятия исчерпывающих комплексных мер к обеспечению правопорядка на территории города Апатиты организовать участие в обеспечении безопасности населения максимально возможного числа организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, общественных формирований.
3.4. Проблемы развития системы муниципального управления.
В предстоящем периоде предстоит продолжить разработку нормативных правовых актов Совета депутатов и Администрации, направленных на реализацию их полномочий по решению вопросов местного значения городского округа Апатиты в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 –ФЗ и ориентированных на развитие структур гражданского общества, внедрение стратегического видения проблем развития города Апатиты, программно – целевые методы управления, минимизацию ошибок управленческих решений, оптимизацию бюджетного процесса, обеспечение равного доступа жителей города к муниципальной службе, модернизацию системы информационного и кадрового обеспечения органов местного самоуправления города.
Необходимо продолжить участие Администрации в проектах по развитию международного и регионального сотрудничества, с целью привлечения нового опыта управления и новых источников финансирования социальных проектов, развития совместной деятельности в экономической сфере.
4. Механизм реализации Программы.
Механизм реализации Программы включает в себя следующие организационные и правовые элементы:
- разработку и реализацию муниципальных целевых программ, планов мероприятий и проектов по отдельным направлениям Программы;
- формирование (в пределах штатной численности органов местного самоуправления) организационной структуры управления Программой;
разработку новых и совершенствование действующих нормативных актов местного значения, обеспечивающих создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие инициативы и увеличение вклада субъектов хозяйственной деятельности в социально-экономическое развитие города;
- формирование организационно-нормативной документации, регламентирующей процессы социально - экономической деятельности и ее регулирования на территории, в том числе разработка нормативных правовых актов, регулирующих отношения органов местного самоуправления и ведущих бюджетообразующих предприятий, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы.
План мероприятий по реализации Программы на следующий год разрабатывается на основании предложений исполнителей ежегодно в сроки подготовки проекта бюджета. Комитет по экономике в соответствии с заявками исполнителей формирует перечень мероприятий, требующих финансирования за счёт бюджетных средств, в том числе, мероприятий, предусмотренных целевыми муниципальными программами. Управление финансов учитывает предложения по финансированию Программы и целевых муниципальных программ при формировании проекта бюджета, с учётом возможностей городского бюджета, исходя из приоритетности мероприятий.
Для осуществления Программы предусматривается использовать средства федерального, областного и местного бюджетов, в том числе льготы и преференции, предусмотренные законодательством, целевые дотации и субсидии соответствующих бюджетов, а также привлечённые ресурсы.
В соответствии с действующим законодательством выбор исполнителей и размещение заказов на выполнение программных мероприятий с использованием бюджетных средств (строительство новых, реконструкция и ремонт существующих зданий, поставка оборудования) будет осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование Программы за счет городского бюджета в 2007 - 2009 годах будет осуществляться, исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых (переходящих) работ.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы.
В итоге реализации Программы ожидаются следующие положительные результаты:
- повышение благосостояния и качества жизни жителей города;
- повышение устойчивости социально-экономического состояния города;
- создание на территории города инновационной среды, обеспечивающей внедрение новых научно-технических разработок и технологий в прикладные отрасли;
- увеличение предпринимательской активности;
- увеличение доходов городского бюджета;
- повышение эффективности использования муниципальной собственности.
6. Организация управления реализацией Программы и
контроль её выполнения.
Для осуществления управления и контроля за ходом реализации Программы при Главе города создается Координационный совет.
Исполнители Программы ежеквартально и по итогам года представляют информацию о состоянии исполнения Плана мероприятий по реализации Программы в Комитет по экономике.
Комитет по экономике представляет информацию о ходе исполнения Программы и достигнутых результатах по итогам года на рассмотрение Координационного совета, после чего Глава города представляет информацию на рассмотрение в Совет депутатов города Апатиты.
Оценка результатов выполнения Программы осуществляется посредством сопоставления достигнутых значений основных показателей с их контрольными значениями, приведенными в приложении № 1.
В качестве дополнительного метода контроля результативности Программы планируется провести социологический опрос населения ориентировочно в 4 квартале 2007г., одновременно с целью выявления наиболее острых вопросов, волнующих жителей города, для того, чтобы предусмотреть их решение при формировании новой Программы на следующий плановый период.
Слушания начнутся 11 декабря в 18 часов в Большом зале Администрации.
[версия для печати] перейти: лента новостей |
|