№ 432 от 27 мая 2008 Заслушав и обсудив информацию первого заместителя Главы муниципального образования Победоносцева В.А. об исполнении городской целевой прогр аммы энергосбережения города Апатиты на 2005-2010 годы, принятой решением Апатитского городского Совета народных депутатов 28.10.2004 № 336, за период с 2005 по 2007 год, Совет депутатов отмечает, что реализация запланированных энергосберегающих мероприятий Программы была направлена на повышение устойчивости теплоснабжения в жилищном фонде и объектах социальной сферы, снижения объемов теплопотребления. В 2004 году постановлением Главы города был создан межведомственный совет по энергосбережению. МУП г. Апатиты «Апатитыэнерго» за счет собственных средств проведена регулировка системы отопления города. МУП г. Апатиты «Апатитыэнерго» и МУП г. Апатиты «УЖКХ» проводились работы по измерению фактического потребления тепловой энергии на групповых и индивидуально установленных на более чем 50 многоквартирных домах счетчиках. Для реализации проектов энергосбережения в школе № 5 и блоке № 2 центральной городской больницы привлечены финансовые средства НЕФКО. Разработан механизм возврата внебюджетных финансовых средств, который позволил трансформировать образовавшуюся в период 2001-2004 годов задолженность города Апатиты в размере 3200 тыс. рублей в энергосберегающие мероприятия по утеплению контуров зданий муниципальных учреждений. В целом проведенные мероприятия соответствуют Стратегии социально-экономического развития г. Апатиты. Вместе с тем Совет депутатов отмечает, что в связи с изменением инвестиционных условий – переход с НЕФКО на кредитные отношения, а также неполнотой реализации пилотного проекта «Создание ТСЖ» не был реализован проект «Реконструкция системы теплоснабжения города Апатиты» и не проведен энергоаудит в созданных ТСЖ. Вступивший в силу Жилищный кодекс РФ существенно изменил отношения между потребителями и поставщиками энергоресурсов, что обусловливает необходимость значительной корректировки городской целевой программы энергосбережения города Апатиты. Совет депутатов РЕШИЛ: 1. Информацию «О проведенных мероприятиях по исполнению городской целевой Программы энергосбережения города Апатиты на 2005-2010 годы за период с 2005 по 2007 годы» принять к сведению (прилагается). 2. Принять городскую целевую программу энергосбережения города Апатиты на 2008-2010 годы в новой редакции с изменениями и дополнениями. 3. Считать утратившим силу решение Апатитского городского Совета народных депутатов от 28.10.2004 г. № 336. 4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. 5. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике, охране окружающей среды и здоровья населения (В.Б. Бабкин). Глава города Председатель Совета депутатов М.В.Антропов А.Г.Гиляров Информация о проведенных мероприятиях по исполнению городской целевой Программы энергосбережения города Апатиты на 2005 – 2010 годы, принятой решением Апатитского городского Совета народных депутатов от 28.10.2004 № 336. Для повышения устойчивости, надежности теплоснабжения в жилищном фонде и социальной сфере, снижения объемов теплопотребления в результате энергосберегающих мероприятий, в 2004 году принята городская целевая Программа энергосбережения города Апатиты на 2005 – 2010 годы. В основу Программы заложены три проекта, стоимость мероприятий энергосбережения города Апатиты составляет 143.4 млн. руб., в том числе финансирование Программы за счет местного бюджета 87.9 млн. рублей. 2. Проект «Реконструкции системы теплоснабжения города Апатиты» Проект стоимостью 35.7 млн. рублей планировалось получить за счет утепления зданий, обновления внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, установки средств регулирования и учета расходуемой энергии микрорайона «Северный» г. Апатиты. В связи со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года возникла необходимость ведения учета предоставления коммунальных услуг на жилой дом, с последующей оплатой собственниками жилых и не жилых помещений, целесообразность выполнения проекта микрорайона «Северный» отпала. Тепловые счетчики были установлены на вводах в жилые здания для организации полного и правильного учета, проведения анализа потребления тепловой энергии, что позволит в дальнейшем передать их для обслуживания и учета собственникам жилищного фонда. Тепловые счетчики установлены на вводах тепловых сетей жилых домов: ул. Бредова, д.16,24,29,31,33,38,46; ул. Гайдара, д.2; ул. Гладышева, д.23; ул. Дзержинского, д.10, 44,49, ул. Жемчужная, д.19,52; ул. Зиновьева, д.2,3,4,8,13,9а; ул. Козлова, д.9,21; ул. Космонавтов, 7,32; ул. Победы, д.3,7,17,19,23; ул. Северная, д.13,24,25,26,30; ул. Сидоренко, д.3,23,28; ул. Строителей, д.85,87,101; ул. Ферсмана, д.22,32(2),34,36; ул. Фестивальная, д.10,12; ул. Энергетическая, д.33; ул. Космонавтов,15; Тепловые счетчики установлены на вводах тепловых сетей зданий муниципального образования г.Апатиты в том числе и в зданиях, которые находятся в ведении отдела образования (школы), комитета по физической культуре спорту и туризму, отдела по культуре и делам молодежи), необходимо принять меры по установке тепловых счетчиков на всех зданиях детских садов. Для установки тепловых счетчиков в жилых домах муниципального образования требуется около 65млн. рублей. 2. Проект «Снижение потребления горячей воды жилищно-коммунальным хозяйством г. Апатиты» Проект с объемом финансирования 107,5 млн. рублей с долей муниципальных финансовых средств 47,6 млн. рублей рассчитанной на 8-10 лет не приступали, по причине отсутствия финансовых средств и завершением финансирования НЭФКО на условиях софинансирования и переходом на кредитные отношения. 3.Проект «Энергосбережение в здании школы №5» Выполнение мероприятий связанных с реализацией проекта «Энергосбережение в здании школы №5» финансировалось с привлечением средств гранта, в соответствии с Соглашениями, подписанными Администрацией г. Апатиты с Северной Финансовой Экологической Корпорацией ( НЕФКО) составило 7.08 млн. рублей, в том числе доля Администрации 2.79 млн. рублей. Запланированные проектные энергосберегающие мероприятия выполнены ( замена теплового центра, уплотнение окон, установка термостатических клапанов и др.). Сводный годовой отчет 2005 – 2006 года о ходе выполнения Программы и достигнутых результатах проекта «Энергосбережение в здании школы №5» До проекта 2004 год Планируемое Отчетное 2005год Экономия 2005 год Отчетное 2006 год Экономия 2006 год тпотребление кВт/год 2 300 000 1 156 022 1 340 939 959 061 1 047 747 1 252 253 41,7% 54.4% Своевременно проводимые муниципальным образованием в 2005 -2006 году энергосберегающие мероприятия по ремонту кровель, утеплению строительных конструкций, капитальному ремонту инженерных систем с целью замены материалов и оборудования современной модификации позволило провести зачет используемых финансовых средств на указанные мероприятия, в соответствии с соглашением НЕФКО. Согласно Соглашению между Администрацией город Апатиты и НЕФКО выполнен актуальный проект энергосбережения здания городской больницы. Сводный годовой отчет 2005-2006 года о ходе выполнения Программы и достигнутых результатах проекта «Энергосбережение блока №2 городской больницы г.Апатиты» До проекта 2004 год Планируемое Отчетное 2005год Экономия 2005 год Отчетное 2006 год Экономия 2006 год тпотребление кВт/год 2 426 000 1 977 000 1 851 000 575 000 1 168 815 1 257 185 23.7% 51.8% Проводятся подготовительные работы с организациями муниципального образования, по сбору предложений. Получены предложения от МУП г. Апатиты «УЖКХ», МУП «Апатитэнерго» - установка тепловых счетчиков в жилищном фонде, замена электрических счетчиков, утепление контуров зданий, смена инженерных сетей и. т.д. Межведомственный совет по вопросам энергосбережения рассмотрит предложения участников проекта для внесения предложений изменения Городской целевой Программы энергосбережения. Заместитель Главы муниципального образования О.А.Савельева Принята решением Совета депутатов От 27.05.2008 г. № 432
Городская целевая программа «Энергосбережение города Апатиты на 2004 - 2010 годы» Апатиты 2008 Городская целевая программа «Энергосбережение города Апатиты на 2004 - 2010 годы»
Паспорт Городской целевой программы «Энергосбережение города Апатиты на 2004 - 2010 годы» Наименование программы Городской целевой программы «Энергосбережение города Апатиты на 2004 - 2010 годы» (далее программа). Законодательная база для разработки программы Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996 (в редакции Федерального закона от 05.04.2003 № 41-ФЗ, от 18.12.2006 №232-ФЗ), Закон Мурманской области «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно- энергетических ресурсов № 91-01 ЗМО от 30.12.1997( в редакции ЗМО №251-01 ЗМО от 26.03.01), Постановление Администрации г.Апатиты № 545 «Об утверждении плана работы по разработке программы энергосбережения» от 19.07.2004. Муниципальный заказчик программы Администрация города Апатиты Заказчик-координатор МУП «Апатитыэнерго»; Отдел образования города Апатиты; Комитет по физической культуре, спорту и туризму Управляющие компании, ТСЖ Основные разработчики программы Отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации города Апатиты, Отдел по экономике Администрации города Апатиты, Управление финансов Администрации города Апатиты, МУП «Апатитыэнерго», МУП г.Апатиты «УГХ», Помощник Главы муниципального образования Цель программы Повышение эффективности, надежности и безопасности энергоснабжения, снижения затрат на производство, транспортировку и потребление энергоносителей снижение расходов городского бюджета и средств жителей на энергообеспечение за счет сокращения производительных расходов и потерь энергоносителей, обеспечение комфортных условий граждан, разъяснение о необходимости установки приборов учета тепловой энергии. Задачи программы Повышение комфортности в местах пребывания детей школьного и дошкольного возраста, Снижение потребления тепловой и электрической энергии, Проведение информационных мероприятий о необходимости установки приборов учета тепловой энергии. Привлечение внебюджетных источников для реализации программы, Улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Сроки и этапы реализации 2008 - 2010 годы: первый этап – 2008-2009 годы; второй этап – 2009-2010 годы; Исполнители программы Структурные подразделения Администрация города Апатиты: Отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации города Апатиты, Управление финансов Администрации города Апатиты; МУ «Управление городского хозяйства», МУП «Апатитыэнерго», Помощник Главы муниципального образования, подрядные организации, определяемые на конкурсной основе, управляющие компании, ТСЖ Объемы и источники финансирования На реализацию программы необходимо 61,4 млн. руб., в том числе за счет средств: • бюджета муниципального образования (далее - городской бюджет) – 45,4 млн. руб., • внебюджетных источников – 16 млн. руб. Ожидаемые конечные результаты реализации программы • сокращение бюджетных расходов; повышение качества предоставляемых коммунальных услуг; • снижение потребления тепловой и электрической энергии; • улучшение экологической ситуации; • создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств финансирования энергосберегающих мероприятий 1. Введение Городская целевая программа «Энергосбережения города Апатиты на 2005 - 2010 годы» направлена на обеспечение надежного, устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение бюджетных расходов и средств жителей за использование энергоресурсов внедрения автоматизированной системы управления уличным освещением, сменой изношенных участков трубопроводов и их изоляции, установки тепловых счетчиков. Задачи энергосбережения, определенные в Федеральном законе Российской Федерации « Об энергосбережении», предполагает реализацию организационных, научных, производственных, технических и экономических мер направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
2. Характеристика проблемы Одним из приоритетов развития энергетики является обеспечение комфортных условий проживания, сокращение расходов потребления энергоресурсов, сокращение эксплуатационных затрат. В настоящее время в целом изношенность инженерных коммуникаций достигает 60%, что приводит к увеличению использования энергоресурсов, влияет на экологическую ситуацию региона, приводит к ухудшению состояния конструкций зданий и сооружений, неэффективности использования природных ресурсов. Низкий уровень материально-технической базы, отсутствие свободных финансовых средств на внедрение современных технологий в сферу обслуживания инженерных сетей наружного освещения, отопления, горячего водоснабжения, не позволял использовать современные приборы и устройства, выпускаемые предприятиями, которые смогут обеспечить сокращение не только расходов потребления энергоресурсов, но более качественное предоставление услуг. 2.1. Сети наружного освещения Сети наружного освещения можно разделить на две группы: сети уличного освещения; сети придомового освещения. Питание сетей городского освещения осуществляет 56 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, оборудованных 56 счетчиками электроэнергии, линии оборудованы 3007 светильниками. Средняя мощность потребления каждого светильника принимается 0,25 кВт. Протяженность воздушных линий 79,83 км, протяженность кабельных линий 15,05 км, средний шаг установки светильников 40м. На улицах города размещены 1308 светильников, придомовые территории освещаются 1699 светильниками. С целью уменьшения потерь электроэнергии при транспортировке и обслуживании необходимо внедрение энергосберегающих технологий, диспетчеризации за счет внедрения автоматизированной системы контроля и управления потреблением и сбытом энергии. 2.1.1 Структура, состав и основные характеристики АСКУЭ <Горсвет> Структура АСКУЭ "Горсвет" состоит из двух уровней. Верхний уровень АСКУЭ "Горсвет" представлен оборудованием, установленным в одном или нескольких диспетчерских пунктах (в дальнейшем ДП), и включает в свой состав: • одну или несколько ПЭВМ с установленными на них компонентами программного обеспечения АСКУЭ "Горсвет"; • оборудование каналов связи диспетчерского пункта с объектами. Верхний уровень системы обеспечивает: • отображение оперативного состояния уличного освещения города на экране монитора; • дистанционное управление уличным освещением города по команде диспетчера с возможностью передачи команд как на один объект, так и группу объектов; • отображение текущего состояния объектов управления освещением, с индикацией всех необходимых данных (таких, например, как состояние входных и выходных фаз, показаний счетчика электроэнергии, текущей потребляемой мощности, расписания включения-выключения освещения на текущие сутки, состояния охранной сигнализации и т.д.); • возможность установки индивидуальной конфигурации режимов работы каждого объекта; • звуковую и световую сигнализацию в случаях возникновения аварийных ситуаций; • возможность автоматического извещения ответственных лиц о текущей ситуации на объектах и авариях; • автоматическую коррекцию параметров оборудования объектов при необходимости (таких, например, как значение часов реального времени объектов); • ведение архивов с заданной глубиной и представлением информации о контролируемых и измеряемых параметрах в удобной для анализа форме; • отображение на мнемосхеме оперативного состояния наружного освещения города и, при наличии специального, оборудования местоположения служебного транспорта; • формирование отчетных документов. Нижний уровень АСКУЭ <Горсвет> представлен объектовым оборудованием, устанавливаемым в шкафах при опорах уличного освещения или в трансформаторных подстанциях. Объектовое оборудование может устанавливаться как в уже существующих (при наличии достаточного объема для установки оборудования) так и во вновь устанавливаемых шкафах. Объектовое оборудование предназначено для подключения к уже смонтированному исполнительному электрооборудованию (шинам, пускателям, счетчикам электроэнергии). В состав нижнего уровня АСКУЭ <Горсвет> входит: • блок управления <Каравелла тип 17>; • блок исполнительный <Каравелла тип 17>; • блок ручного управления; • средство связи (радиостанция, выделенная телефонная пара или GSM-модем); • счетчик электроэнергии (при его отсутствии в оборудуемом шкафу). Блок управления обычно включает в свой состав оборудование канала связи с диспетчерским пунктом (GSM-модем, телефонный модем, оптоволоконный модем или конвертер, радиостанцию). При использовании средства радиосвязи повышенной мощности и надежности возможна установка его в отдельный от блока управления корпус. Объектовое оборудование может быть укомплектовано дополнительным исполнительным блоком для обеспечения возможности контроля двух дополнительных групп по три фазы (например, для шкафов с двумя выходами и двумя возвратами в кольцевых схемах освещения). Комплект объектового оборудования предназначен для работы со счетчиками электроэнергии имеющими интерфейс для съема данных типа RS-485 или RS-232. Оборудование может работать, например, со счетчиками типа ПСЧ (з-д им. М.В.Фрунзе г.Н.Новгород), ЦЭ (<Энергомера>, г.Невинномысск), <Меркурий> (<Инкотекс> г.Москва) или другими при наличии известной системы команд. Возможно изготовление вариантов исполнения оборудования предназначенных для съема данных со счетчиков с использованием других вариантов интерфейса. Оборудование нижнего уровня может быть размещено либо в ячейках трансформаторных подстанций или в уличном шкафу. Оборудование нижнего уровня, работающее в составе системы или автономно, обеспечивает: • автономное выполнение годового графика пофазного включения-отключения уличного освещения с организацией ночного режима освещения и учетом режимов солнечного и пасмурного дня (годовой график с сеткой в 5 дней хранится в памяти каждого блока управления); • возможность установки режимов включения-выключения уличного освещения: автоматического, ручного (по команде с диспетчерского пульта или с помощью блока ручного управления на месте) и по фотореле; • возможность коррекции времени включения-выключения освещения по установленному в шкафу фотореле; • учет потребленной электроэнергии, вторичное преобразование информации счётчиков электроэнергии и передача значений расхода электроэнергии на диспетчерский пункт; • функцию охраны оборудования; • контроль токов и напряжений, по трем фазам на входе шкафа, трем фазам на выходе шкафа и трем дополнительным фазам (возврат в кольцевой схеме включения освещения или второй выход в двухстороннем шкафу); • защиту от короткого замыкания с возможностью индивидуальной установки для каждого объекта тока и времени срабатывания защиты; • возможность изменения графиков освещения и параметров ночного режима по команде с диспетчерского пункта или на месте с помощью программатора; • передачу всей информации о состоянии оборудования на центральный диспетчерский пункт. Годовой график включения-выключения уличного освещения с сеткой в 5 дней хранится в энергонезависимой памяти каждого блока управления. В состав блока управления входят электронные энергонезависимые часы реального времени, поэтому они могут работать автономно без организации связи с центральным диспетчерским пунктом. Для уменьшения объема и снижения стоимости оборудования контроль параметров сети (токов, напряжений) может производиться путем использования в комплекте счетчиков электроэнергии уже имеющих функции оперативного контроля данных параметров. 2.1.2Экономическая эффективность АСКУЭ <Горсвет> Экономическая эффективность внедрения и эксплуатации АСКУЭ <Горсвет> обусловлена основными факторами: 1. Отслеживанием годового графика включения и отключения освещения с точностью до минуты. 2. Коррекцией режима включения на <пасмурный день> и <солнечный день>. 3. Экономичный режим частичного освещения во <внутренние> часы ночного времени. 4. Экономия на <ресурсе> осветительных ламп за счет уменьшения суммарного времени горения. 5. Оплата по каждому пункту учета по конкретному энергопотреблению, а не за установленную мощность. 6. Возможность отслеживания несанкционированного подключения. 7. Экономия на организационно-технических мероприятиях - учет процента горения, ремонт, праздничные режимы, предотвращение аварий, экономия на обслуживании, транспортные расходы, увеличение сроков эксплуатации оборудования (ламп, проводов) и т.д. Проведем расчет экономической эффективности внедрения АСКУЭ <Горсвет> с параметрами технического оснащения. Параметры расчета сведены в таблицу: № п.п. Параметр Значение 1 Количество шкафов управления включением (ШУВ), шт. 56 2 Средняя управляемая мощность ШУВ, кВт 25 3 Режим включения <пасмурного> дня, < - мин> 15 4 Режим отключения <пасмурного дня>, <+ мин> 15 5 Стоимость кВт-час, руб. с НДС 2.53 6 Время полного включения (отключения) города системой, час 1/60 7 Время полного включения (отключения) города оператором, час 1/3 8 Средний ресурс осветительных ламп , ч. 10000 9 Средняя стоимость осветительных ламп, руб. 250-00 10 Количество осветительных ламп в системе, шт. 3007 11 Средняя стоимость внедрения АСКУЭ на одном ШУВ, руб. 85000-00 12 Средняя стоимость внедрения пультовой части АСКУЭ 300000-00 13 Срок эксплуатации оборудования без кап. ремонта, лет 10 14 Среднее время изготовления и монтажа системы, лет 0,5 Число часов горения для стандартной системы снижается на 20% при внедрении АСКУЭ и приведены в таблице: С АСКУЭ Часы горения суммарно по календарному году 3518 2815 Уменьшение времени горения в АСКУЭ 703 Применяя параметры из таблиц, посчитаем (экономию 1) на оплате за потребленную электроэнергию за календарный год от введения режима частичного освещения, руб. (экономия 1)=( Количество шкафов управления включением (ШУВ), шт.)х(Средняя управляемая мощность ШУВ, кВт)х(Уменьшение времени горения в АСКУЭ)х(Стоимость кВт-час, руб) (экономия 1)=( 56)х(25)х(703)х(2.53)=2 490 026-00 руб. Рассчитаем дополнительную (экономию 2) за календарный год на быстром управлении освещением. (экономия 2)=(экономия 1)х((Время полного включения( отключения) города оператором, час)-( Время полного включения(отключения) города системой, час))/(( Часы горения суммарно по календарному году)/(число дней в году) (экономия 2)=(2490026)х((1/3, час)-( 1/60, час))/(( 3518)/(365)=75170-00 руб Рассчитаем (экономию 3) на сбережении ресурса электроламп. (экономия 3)=(( Количество осветительных ламп в системе, шт.)х(Уменьшение времени горения в АСКУЭ)х(Средняя стоимость осветительных ламп, руб))/( Средний ресурс осветительных ламп , ч) (экономия 3)=(( 3007)х(703)х(250))/( 10000)=52848-00 руб. Дополнительная (экономия 4) на технических операциях по замене ламп. (экономия 4)=0,25х(52848)= 13212-00 Рассчитаем суммарную экономию от внедрения АСКУЭ (Экономия)= (экономия 4)+ (экономия 2)+ (экономия 3)+ (экономия 4)= 2490026+75170+52848+13212=2631256-00руб. Произведем расчет времени окупаемости затрат на внедрение АСКУЭ, времени начала получения экономического эффекта, среднегодового экономического эффекта за период эксплуатации. Рассчитаем затраты на внедрение АСКУЭ (Затраты, руб.)=( Средняя стоимость внедрения АСКУЭ на одном ШУВ, руб)х(Количество шкафов управления включением (ШУВ), шт.)+( Средняя стоимость внедрения пультовой части АСКУЭ)=85000х56+300000=5060000-00 Рассчитаем период окупаемости понесенных затрат (Окупаемость, лет)=(затраты)/(экономия)+( Среднее время изготовления и монтажа системы, лет )=5060000/2631256+0,5=2,4 лет Рассчитаем среднегодовой экономический эффект от внедрения системы (Экономический эффект)=(( Срок эксплуатации оборудования без кап. ремонта, лет)-( Окупаемость, лет))х(Экономия)/( Срок эксплуатации оборудования без кап. ремонта, лет)=(10-2,4)х2631256/10=1999254 руб. Полученные экономические результаты для наглядности сведем в таблицу: № пп Экономические параметры внедрения АСКУЭ Значение 1 Затраты на внедрение АСКУЭ, руб. 5500000 2 Период окупаемости понесенных затрат, лет 2,4 3 Среднегодовой экономический эффект от внедрения системы, руб. 1999254 4 Срок эксплуатации системы, лет 10 2.2 Снижение тепловых потерь за счет утепления контуров зданий . Среди основных причин удручающе низкой энергоэффективности зданий, специалисты называют весьма низкий уровень термосопротивления основных строительных конструкций. В среднем в ранее построенных зданиях сопротивление теплопередаче стен равно 0,9-1,1 м2•°С/Вт, окон - 0,39-0,42м2•°С/Вт. Поэтому в основу новых нормативов в 1995 году был положен принцип поэтапного снижения потребности в тепловой энергии на отопление зданий с тем, чтобы к началу 2000 г. снизить уровень энергопотребления строящихся и реконструируемых зданий не менее, чем на одну треть. Новой редакцией федерального СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" от 1995 г., были установлены общероссийские нормативные требования по теплозащите зданий, повышающие требуемые значения сопротивления теплопередаче: для стен до 3,0-3,5 м2•°С/Вт, для окон - до 0,55-0,60 м2•°С/Вт, для покрытий - до 4,5-5,0 м2•°С/Вт. С введением новых федеральных норм энергопотребления, возникла реальная необходимость в разработке региональных норм и стандартов энергоэффективного потребления тепла, учитывающих специфику каждого конкретного региона России. Территориальные строительные нормы (ТСН), уже принятые и внедренные в практику в двадцати регионах России, устанавливают обязательные для применения в регионе нормативы, учитывающие природно-климатические особенности, возможности местной строительной индустрии и энергообеспеченность региона. В региональных нормах впервые устанавливается взаимосвязь между теплозащитой зданий и их системами отопления и теплоснабжения, причем этот комплекс рассматривается как единая энергетическая система. Исследования показывают, что при эксплуатации здания через стены теряется до 40% тепла, через окна - 18%, подвал - 10%, крышу - 18%, вентиляцию - 14%. Из приведенных данных следует, что недостаточное термическое сопротивление ограждающих и светопрозрачных конструкций наиболее существенно снижает энергоэффективность зданий. Однако, при этом существенная доля теплопотерь приходится на так называемые "мостики холода", то есть участки интенсивного теплообмена с окружающей средой. Как уже указывалось, окна являются одним из самых слабых мест здания с точки зрения энергосбережения. В начале 1998 г. были утверждены новые общероссийские требования по светопрозрачным конструкциям. На смену устаревшему двойному остеклению в раздельных или спаренных переплетах приходит остекление с применением двухкамерных стеклопакетов или однокамерных стеклопакетов (шириной не менее 36 мм) с теплоотражающим покрытием и заполнением внутренней полости аргоном в одинарных пластмассовых переплетах. Окна в пластмассовых переплетах по сравнению с деревянными обеспечивают более высокие теплозащитные свойства. Также гораздо большую герметичность обеспечивают различные монтажные пены вместо традиционной конопатки оконных проемов паклей на цементном молоке. Таблица проекта по утеплению теплового контура п/н Наименование зданий Наименование работ Ед.изм. Кол-во Цена за ед. руб. Сумма в млн.руб 1. Детские сады Смена оконных блоков бл. 144 24.3 3.5 2. Школы -206 бл. ( 10 школ) Смена оконных блоков с закладкой кирпичем бл. 206 37.9 7.8 3. Плавательный бассейн (ул. Ленина, д.26) Ремонт кровли 1кр. 1 1.5 1.5 4. Плавательныйо бассейн (ул. Ленина, д.26) Смена оконных коробок с закладкой и облицовкой стен бл. 5 0,16 0.8 13.6 Федеральный СНиП II-3-79* "Строительная теплотехника" от 1995 г., установлены общероссийские нормативные требования по теплозащите зданий, современне светопрозрачные конструкций, утепление кровель перекрытий способствует снижению воздухопроницаемости и увеличению термосопротивления в 1,8-2раза 2.3 Капитальный ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с заменой изоляции на отметке ниже 0.00 Техническое состояние нынешних сетей отопления и горячего водоснабжения в школах и дошкольных учреждениях не соответствуют нормам эксплуатации, ввиду длительного срока их использования без проведения капитального ремонта, что влечет за собой к финансовым потерям. Для теплоизоляции действующих трубопроводов эффективно использовать «скорлупы» из ППУ, которые легко монтируются и обеспечивают значительно более высокую теплоизоляцию трубопроводов по сравнению с традиционной минватой. Таблица проекта по ремонту систем отопления и горячего водоснабжения п/н Наименование зданий Наименование работ Ед.изм. Кол-во Цена за ед. руб. Сумма в млн.руб 1. Школы Ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с заменой изоляции пм 2188 2100 4,6 2. детские сады Ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с заменой изоляции пм 2330 2446 5,7
Замена трубопроводов и применение современных изоляционных материалов после проведения капитального ремонта трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения может значительно изменить ситуацию- уменьшаются теплопотери в 3-4 раза, снижаются и эксплуатационные затраты, трубы не подвергаются коррозии, сохраняется изоляционный слой.
2.4 Установка приборов учета тепловой энергии в школах и дошкольных учреждениях Таблица проекта по установке приборов учета тепла п/н Наименование зданий Наименование работ Ед.изм. Кол-во Цена за ед. руб. Сумма в млн.руб 1 Школы и дошкольные учреждения Установка приборов учета 1 пр. 24 75000 2,0 2. Установка счетчиков в жилых домах Установка приборов учета 1 сч. 300 100000 30 Оборудование узла учета тепловой энергии позволит упорядочить взаимные расчеты между потребителями и поставщиками услуг, сторонами процесса теплоснабжения-теплопотребления к существенному снижению ежегодных расходов абонента на тепловую энергию. Благодаря этому затраты на оборудование узла учета могут окупиться за время от нескольких лет до нескольких месяцев. Пример расчета: Средняя расчетная нагрузка на жилой 5-этажный 6-подъездный дом составляет 0,53 Гкал/час. Ежемесячная оплата за потребленное тепло будет составлять: 0,53 Гкал/час x 24 часа x 30 дней x 933,29 руб./Гкал = 356143 руб. Практика показала, что прибор учета тепла показывает фактическое потребление около 20% . Учитывая изношенность объектов, примем условно экономию 15%. 356143 x 0,15 = 53421 руб. Ориентировочная стоимость оборудования и монтажа одного узла учета тепловой энергии с ограничением обеспечения доступа составляет 100 тыс. руб., затраты на обслуживание 15000 руб., При установке тепловых счетчиков ежемесячная оплата за потребленное тепло составит: 356143 -53421+15000=317722 руб. В результате экономии средств 38421 руб. (356143-317722) окупаемость составит 3 месяца. Срок эксплуатации прибора учета около 5 лет, т.е установка тепловых счетчиков экономически целесообразно. 3. Перечень мероприятий программы Мероприятия программы представлены в приложении № 1 к программе. Автоматизированная система управления освещением города, внедрение энергосберегающих технологий, установка ЭПРУ. Снижение тепловых потерь за счет утепления контура зданий Капитальный ремонт систем отопления и горячего водоснабжения с заменой изоляции на отметке ниже 0.00 Установка приборов учета тепловой энергии в школах и дошкольных учреждениях и жилых домах. 4. Цели и задачи программы Целью Программы является создание условий для приведения зданий в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, внедрение современных технологий и материалов обеспечивающих сокращение потребления энергоресурсов. Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи: - провести ремонт зданий муниципальных учреждений за счет бюджетные средства, направляемые на реализацию программы, предназначены для выполнения проектов энергосбережения, связанных с ремонтом с высоким уровнем износа и внедрение новых материалов и технологий; - повысить эффективность управления объектами благоустройства. Выполнение этой задачи позволит решить экономию бюджетных средств. - привлечь средства внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств) для финансирования проектов энергосбережения. 5. Ресурсное обеспечение программы В рамках программы предусматривается финансирование мероприятий, направленных на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Общий расчетный объем финансирование программы за счет всех источников в 2008-2011 годах составит 224,638 млн. руб. в том числе по источникам и годам: Источник финансирования Распределение средств по годам в млн.руб. 2008 2009 2010 всего Городской бюджет 26.1 26,8 52,9 Внебюджетные источники 0,2 0,5 7,8 8,5 Итого 0,2 26,6 34,6 61,4 Финансирование за счет внебюджетных источников, в том числе за счет предприятий, участвующих в программе, кредитов осуществляется на условиях двухсторонних договоров с заказчиком и собственниками жилых помещений. Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании городского бюджетов на соответствующий период исходя из возможностей муниципального образования и внебюджетных источников.
6. Механизм реализации программы Реализация муниципальной программы будет осуществляться путем финансовой поддержки мероприятий, определенных программой. Общее руководство и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются заказчиком-координатором программы, который осуществляет: - разработку в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы; - сбор и систематизацию информации о реализации программных мероприятий; - мониторинг результатов реализации программных мероприятий; - ведение отчетности по реализации программы в установленном порядке; - подготовку отчета об оценке эффективности реализации программы - подготовку предложений по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год. Управление программой осуществляет межведомственный совет по энергосбережению Администрации г.Апатиты. Текущий контроль над ходом реализации программы осуществляется заказчиком-координатором и первым заместителем Главы муниципального образования. Предприятия и организации непосредственные исполнители программных мероприятий представляют ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации г.Апатиты отчеты о ходе реализации программы и входящих в ее состав мероприятий и использовании бюджетных средств. Отдел жилищно-коммунального комплекса Администрации г.Апатиты ежеквартально анализирует и обобщает указанные отчеты и в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в отдел по экономике краткую информацию о ходе исполнения программы. Закупку и поставку товаров (работ и услуг), необходимых для реализации программы, обеспечивает МУ «Управление городского хозяйства» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, отдел образования , комитет по физической культуре, спорту и туризму города Апатиты. 7. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы Эффективность реализации программы оценивается по следующим критериям: • полнота выполнения программных мероприятий; • эффективность расходования выделенных финансовых средств; • достижение целей программы и эффективность ее реализации. Оценка эффективности реализации программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов: - уровень внедрения мероприятий программы; - доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры; - доля внебюджетных источников финансирования программы; - экономия энергоресурсов. Приложение
[версия для печати] перейти: правовые акты |