^M
+1


Уважаемые посетители! Данный сайт является архивным сайтом органов местного самоуправления.
Здесь размещена информация до 1 августа 2015 года.
С 1 августа 2015 года официальным сайтом органов местного самоуправления определен сайт http://apatity.gov-murman.ru/



на главнуюконтактыкарта сайта


   Фотогалерея
Новости    О городе    Глава    Совет депутатов    Администрация    Правовые акты    Виртуальные торги    Электронные услуги    Информация для многодетных семей  
Правовые акты

    Постановления

    Решения

    Глава

    Устав

    Проекты документов

    Регламенты

    Другие документы

2015
    2014
      2013
        2012
          2011
            2010
              2009
                2008
                2007
                  2006
                    2005
                      2004
                        2003
                          О Стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Апатиты на период до 2019 года

                          Поиск по номеру

                          № 723 от 07 ноября 2008

                          В целях создания основы для формирования политики муниципального образования городской округ Апатиты в сфере обращения с отходами, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Концепцией по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП73, Стратегией социально-экономического развития города Апатиты, утвержденной решением Совета депутатов от 19.12.2002 № 106, и Уставом городского округа Апатиты, постановляю:
                          1. Утвердить прилагаемую Стратегию обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Апатиты на период до 2019 года.
                          2. Рекомендовать структурным подразделениям Администрации города Апатиты, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности, касающейся сферы обращения с отходами, основными положениями Стратегии.
                          3. Отделу по экономике Администрации города Апатиты (Кислицына Е.В.) при разработке муниципальных целевых программ «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в городе Апатиты» в период до 2019 года руководствоваться положениями Стратегии, проводить мониторинг и ежегодно готовить информацию о ходе реализации Стратегии.
                          4. Сектору информационных ресурсов и технологий (Полудницын А.А.) разместить текст Стратегии в сети Интернет на сайте Администрации города Апатиты.


                          5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Кировский рабочий".
                          6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы муниципального образования Победоносцева В.А.


                          Глава города М.В.Антропов


                          Утверждена
                          постановлением Администрации
                          города Апатиты

                          от _07__2008 № 723













                          СТРАТЕГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
                          НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА АПАТИТЫ
                          НА ПЕРИОД ДО 2019 ГОДА

















                          Апатиты 2008



                          Исполнители

                          Ключникова Е.М., специалист I категории отдела по экономике Администрации г. Апатиты
                          Залкинд Л.О., к.э.н., доцент, ст.н.с. сектора социально-экономического развития муниципалитетов Института экономических проблем КНЦ РАН
                          Рябова Л.А., к.э.н., доцент, ст.н.с., зав. отделом социальной политики на Севере Института экономических проблем КНЦ РАН



                          Экспертная группа

                          Башмакова Е.П., к.э.н., доцент, ученый секретарь Института экономических проблем КНЦ РАН
                          Вирачева Л.Л., к.б.н., ст.н.с. Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН
                          Зосин А.П., к.т.н., ст.н.с., зав. лаб. экологии промышленного производства Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН
                          Колька В.В., к.г-м.н, ст.н.с. Геологического института КНЦ РАН
                          Корсакова О. П., к. г.н., доцент, ст.н.с. Геологического института КНЦ РАН
                          Кошкина Л.Б., ст.н.с. Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН
                          Святковская Е.А., ст.н.с. Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН
                          Трушкова В.В., директор МУ г. Апатиты «Управление городского хозяйства»
                          Шпак А.В., к.э.н., доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления, зам. директора Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета









                          СОДЕРЖАНИЕ


                          ВВЕДЕНИЕ 4
                          1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ 4
                          1.1. Анализ ситуации 4
                          1.1.1. Основные производители, объемы и структура твердых бытовых отходов на территории города Апатиты 4
                          1.1.2. Сбор твердых бытовых отходов 5
                          1.1.3. Вывоз, размещение и переработка твердых бытовых отходов 6
                          1.1.4. Учет в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами 6
                          1.1.5. Финансирование сферы обращения с твердыми бытовыми отходами 7
                          1.2. Основные проблемы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами в городе Апатиты и их причины 8
                          2. СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ 9
                          3. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ 10
                          4. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 10
                          5. МОНИТОРИНГ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ 10
                          Приложение 1 «Основные проблемы в сфере обращения с твердыми бытовыхми отходами в городе Апатиты» 11
                          Приложение 2 «Направления и механизмы реализации Стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Апатиты» 13


                          СТРАТЕГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ
                          НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА АПАТИТЫ НА ПЕРИОД ДО 2019 ГОДА
                          ВВЕДЕНИЕ
                          Стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города Апатиты разработана в контексте Стратегии социально-экономического развития города Апатиты, утвержденной решением Совета депутатов от 19.12.2002 № 106 и Концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3.
                          Развитие города Апатиты в стратегической перспективе ориентировано на реализацию следующей миссии: «Апатиты — динамично развивающийся северный город с богатыми человеческими и природными ресурсами, инновационным научно-образовательным потенциалом и высоким качеством жизни».
                          Реализация миссии города предполагает осуществление муниципальной политики, направленной на бережное отношение к природе и достижение устойчивого экологического развития города. Необходимым ее элементом является эффективное обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО).
                          Данная Стратегия обращения с ТБО на территории города Апатиты разработана в рамках проекта «Апатиты – город для жизни», с привлечением научных экспертов, при финансовой поддержке Европейской Комиссии.
                          1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ
                          1.1. Анализ ситуации
                          Сфера производства и обращения ТБО представляет собой совокупность процессов их производства, сбора, вывоза и размещения. Размещение ТБО включает в себя процессы приемки, сортировки, переработки утильных компонентов отходов, складирования отходов, не подлежащих переработке. Инфраструктура обращения с ТБО состоит из контейнерных площадок, контейнеров для мусора, полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (ТБиПО), пунктов приемки вторичного сырья и т.п.
                          Основными организациями, отвечающими за сферу обращения с отходами в г. Апатиты, являются Администрация города Апатиты, управляющие компании, отвечающие за обеспечение жилого фонда услугами по своевременному вывозу отходов, МУ «Управление городского хозяйства» (УГХ) – организация, уполномоченная Администрацией города Апатиты осуществлять функции, связанные с обеспечением работы городского хозяйства, а также ОАО «Апатитыградсервис» – специализированная организация-подрядчик, осуществляющая сбор, вывоз и размещение ТБО. Все указанные организации включены в список основных целевых групп данной Стратегии.
                          1.1.1. Основные производители, объемы и структура ТБО на территории города Апатиты
                          Основными производителями ТБО на территории города Апатиты являются: домохозяйства, учреждения и организации города, садовые и гаражные кооперативы.
                          Общий объем ТБО, размещённых на санкционированной свалке в 2006 г. составил 47300 т, в 2007 г. 47244 т (табл.1).
                          Фактическая норма накопления ТБО по населению города Апатиты в 2006г. составила 267,7 кг/ чел. в год, в 2007 г. – 293,1 кг/чел. в год. В расчет нормы накопления не входили крупногабаритные отходы. Проведенная в 2006 г. инвентаризация несанкционированных свалок в г. Апатиты выявила более 15 очагов, с общим объемом отходов около 420 тонн (2000 м3). По данным 2008 года объем несанкционированных свалок увеличился.


                          Таблица 1
                          Объем и структура отходов.
                          Виды отходов Количество отходов, тонн
                          2006 год 2007 год
                          Всего размещено на санкционированной свалке,
                          из них: 63122 64637
                          - твердые бытовые отходы домохозяйств и организаций
                          47300
                          47244
                          - промышленные отходы III класса опасности 414 675
                          - промышленные отходы IV класса опасности, включая строительные отходы
                          14708
                          12587
                          - отходы V класса опасности, включая крупногабаритные отходы домохозяйств
                          700
                          4131

                          Значительный рост количества крупногабаритных отходов в 2007 году по отношению к 2006 году произошел, по мнению работников специализированной организации обслуживающей санкционированную свалку ОАО «Апатитыградсервис», вследствие увеличения крупногабаритных отходов домохозяйств. В 2007 году население массово меняло мебель и бытовую технику.
                          Основную долю ТБО составляют бумага и пищевые отходы – около 60% (табл.2).

                          Таблица 2
                          Средний состав ТБО
                          Наименование отходов Удельное содержание в общей массе, %
                          Бумага, картон 20 -40
                          Пищевые отходы 25 - 40
                          Стекло 4-10
                          Текстиль 4 -6
                          Пластмасса, полимеры 3-8
                          металлы 2-10

                          Вклад основных производителей (домохозяйств и организаций города) в общий объем ТБО примерно близок по объему, поэтому в данной Стратегии их вклад будет оцениваться как равнозначный. Исходя из этого, все указанные производители ТБО включаются в список основных целевых групп Стратегии.
                          1.1.2. Сбор ТБО
                          Сбор ТБО, производимых домохозяйствами, организован на приспособленных контейнерных площадках. Используются открытые контейнеры (514 контейнеров на 121 контейнерной площадке). Число контейнеров определяется исходя из норматива мусорообразования 0,005 куб. м с одного кв. метра общей площади жилого фонда. По оценкам экспертов норматив занижен. Фактически производится больший объем отходов, в связи с чем, число контейнеров определяется как недостаточное. Специально оборудованных помещений для размещения контейнеров нет. В городе отсутствуют огороженные контейнерные площадки и площадки для сбора крупногабаритного мусора. Раздельный сбор мусора в домохозяйствах не практикуется, нет оборудования для селективного сбора отходов на контейнерных площадках. Сбор биологических отходов (трупы домашних животных) специально не осуществляется. Крупногабаритный и строительный мусор собирается на тех же контейнерных площадках. Систематически происходит замусоривание части территории вокруг контейнерных площадок как обычным, так и крупногабаритным мусором.
                          Сбор ТБО, производимых учреждениями и организациями, осуществляется в основном самими организациями. Крупные и средние организации имеют предоставленные им специализированной организацией контейнеры и договоры с соответствующей организацией на вывоз отходов. Предприятия и организации малого бизнеса зачастую пользуются контейнерами для населения. Раздельный сбор мусора, как правило, не осуществляется. Исключениями являются бумага и медицинские отходы. Сбор бумаги производится частным предприятием, однако, организации и учреждения города редко пользуются этой услугой. Медицинские отходы собираются на территориях соответствующих учреждений.
                          ТБО, производимые садовыми и гаражными кооперативами, скапливаются на несанкционированных свалках. Договоры со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов не заключаются.
                          1.1.3. Вывоз, размещение и переработка отходов
                          Вывоз ТБО производится мусоровозами (11 машин, в т.ч. 7 с уплотнением), осуществляющими до 3 рейсов в сутки. Учитывая, что контейнеры часто переполнены, количество мусоровозов/суточных рейсов определяется как недостаточное.
                          Размещение твердых бытовых и промышленных отходов (ТБиПО) городе Апатиты осуществляется на лицензированном объекте (санкционированной свалке). Он предназначен для обслуживания двух муниципальных образований - Апатиты и Кировск с общей численностью населения 95,4 тыс. человек (62,2 тыс. чел. в г. Апатиты и 33,2 в г. Кировск). Санкционированная свалка располагается на территории, подведомственной МО городу Апатиты, в районе Белогубского карьера, его площадь – 6,5 га .
                          Санкционированная свалка эксплуатируется с 1997 г. с существенными отклонениями от требований санитарных правил. Она не оборудована защитным экраном, препятствующим загрязнению грунтовых и поверхностных вод свалочным субстратом, мониторинг окружающей среды не проводится. В настоящее время мощность свалки практически исчерпана.
                          Официально сортировка отходов не производится, сортировочный комплекс не оборудован. В связи с этим опасные отходы не отсортировываются и, оставаясь в общем мусоре, увеличивают загрязнение окружающей среды. Некоторые виды отходов отсортировываются местным населением (лицами без определенного места жительства), заинтересованными в получении доходов от такого рода деятельности.
                          В том же карьере Белогубский в непосредственной близости санкционированной свалки ведется строительство нового полигона для размещения ТБиПО. Проект строительства полигона утвержден и прошел экологическую экспертизу. Его проектная мощность – 21959 т/год для промышленных отходов и 33 744 т/год для ТБО. Общая площадь участка, выделенного под строительство, составляет 34,8 га . На нем будут располагаться 2-я и 3-я очереди оборудованного полигона, хозяйственная зона и площадка для предварительной сортировки отходов в целях выделения из них утильных компонент. Участок, планировавшийся под первую очередь уже использован под санкционированную свалку, в 2006 г. началось строительство оборудованной части полигона, однако оно идет медленными темпами.
                          Переработка отходов в городе Апатиты осуществляется по группе «Пластмасса, полимеры» одним частным предприятием мощностью 150 тонн в год. Объем производимых отходов по этой группе от 1940 до 5170 тонн в год, т.е. перерабатывается 3-8 % из них.
                          Утилизация отходов посредством сжигания не производится.
                          1.1.4. Учет в сфере обращения с отходами
                          Учет отходов производится специализированной организацией - ОАО «Апатитыградсервис» на стадии размещения отходов на полигоне: считается объем завезенных отходов, доставленных из различных источников, исходя из количества прибывших машин. На полигоне размещаемые ТБО не взвешиваются. Контроль качественного состава принимаемых отходов ведется визуально.
                          Предусмотренные Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления» мероприятия в городе Апатиты выполняются не в полном объеме: лишь незначительная часть зарегистрированных на территории города природопользователей осуществляют плату за негативное воздействие на окружающую среду. Не организован предусмотренный законодательством селективный сбор и сортировка отходов с целью извлечения из них вторичного сырья.
                          Информацию об обращении с отходами на подведомственной территории органы местного самоуправления получают по запросам к Ростехнадзору или к специализированной организации, осуществляющей вывоз и размещение отходов (ОАО «Апатитыградсервис»). Данная информация формируется из соответствующей статистической отчетности (форма «2ТП-отходы») в целом за год. Целостная регламентированная система учета бытовых отходов в городе отсутствует, что негативно отражается на системе управления отходами в г. Апатиты.
                          1.1.5. Финансирование сферы обращения с отходами
                          Доходы (поступления в сферу обращения с отходами в городе Апатиты)
                          Доходы сферы обращения с отходами складываются из поступлений от населения, организаций, средств бюджетов различного уровня и привлеченных средств.
                          Объем поступлений от населения и организаций определяется уровнем тарифов на сбор, вывоз и размещение твердых бытовых отходов (ТБО). В городе Апатиты установлены следующие размеры тарифов (без НДС): на 2007 г. сбор и вывоз отходов населения – 0,65 руб/мес с 1 кв.м жилого фонда, размещение ТБО 15 руб. за 1 куб.м.; на 2008 год: сбор и вывоз отходов – 0,75 руб/мес с кв.м общей площади жилого фонда, размещение ТБО – 17,45 руб. за 1 куб.м (без НДС). В 2007 г. за размещение отходов на временном полигоне население городов Апатиты и Кировск заплатило 2 406 574 руб. (с НДС) . За сбор и вывоз отходов в 2007г. население города Апатиты заплатило 13 265 530 руб. (с НДС). Таким образом, только платежи населения организациям сферы обращения с отходами в 2007г. составили 15,7 млн.руб.
                          Организации заключают договора со специализированной организацией на вывоз и размещение отходов либо только на размещение, если осуществляют вывоз самостоятельно. Стоимость размещения промышленных отходов рассчитывается для каждого вида отходов по собственной схеме. Оценить поступления платежей в этом секторе не представляется возможным.
                          Инвестиции в сферу обращения с ТБО поступают из разных источников. В 2007 г. было получено 11,355 млн. руб., в том числе:
                          - 1,3 млн. руб. – из бюджета города Апатиты;
                          - 3,1 млн. руб. – из бюджета Мурманской области в рамках адресной инвестиционной программы;
                          - 4,33 млн. руб. – грант Европейского Союза (программа ТАСИС) на реализацию проекта «Апатиты – город для жизни»;
                          - 0,625 млн. руб. – грант регионального конкурса проектов международного сотрудничества;
                          - 2,0 млн. руб. – дополнительные средства из регионального бюджета в рамках адресной инвестиционной программы;
                          Показатель суммарного объема поступлений в сферу обращения с отходами в г. Апатиты не рассчитывается и не используется в практике муниципального управления. По расчетам экспертов, общий объем поступлений на финансирование сферы обращения с коммунальными отходами города Апатиты составляет не менее 30 млн. руб. ежегодно .

                          Расходы (затраты на сферу обращения с отходами в города Апатиты)
                          Средства, поступающие в сферу обращения с отходами, расходуются следующими организациями: МУ УГХ (капитальные затраты), «Апатитыградсервис» (текущие расходы).
                          Капитальные затраты на сферу обращения с отходами в городе Апатиты в 2007 г. составили 10 млн. руб. и состояли из расходов:
                          • на строительные работы по полигону ТБиПО – 7 млн. руб. (подготовлено основание под изолирующий экран площадью 1,6 га, произведена вырубка леса вдоль водоотводной канавы);
                          • на покупку изолирующего экрана для полигона -– 3 млн. руб. (площадь экрана 3,85 га).
                          Остаточная стоимость строительства первой очереди оборудованного полигона на 01.01.2008 составила около 100 млн. руб.
                          Текущие расходы на сферу обращения с ТБО состоят из затрат на сбор, вывоз и размещение отходов. Показатель объема текущих расходов в сфере обращения с отходами в городе Апатиты не рассчитывается и не используется в практике муниципального управления. Оценить объемы затрат расчетным путем экспертам не удалось из-за отсутствия налаженной и прозрачной системы учета в этой сфере.
                          Таким образом, в городе отсутствует практика расчета бюджета сферы обращения с отходами, не рассчитываются такие важные параметры как показатели суммарного объема поступлений и объема текущих расходов. Это не позволяет проводить эффективную тарифную политику и является препятствием на пути развития частно- государственного партнерства
                          1.2. Основные проблемы в сфере обращения с ТБО в городе Апатиты и их причины
                          С точки зрения обращения с отходами город Апатиты может быть охарактеризован как город, имеющий ряд серьезных проблем. Они проявляются в заметной загрязненности территории муниципального образования бытовыми отходами , а также в негативных экологических последствиях действующей системы захоронения отходов .
                          Проблемы существуют на всех этапах обращения с ТБО и заключаются в следующем.
                          На этапе сбора – недостаточная эффективность системы сбора ТБО. Наиболее острыми проблемами здесь являются:
                          • неполный охват организованным сбором ТБО части производителей отходов (особенно предприятий малого бизнеса, садовых и гаражных кооперативов), а также некоторых видов отходов (опасные отходы, крупногабаритный и строительный мусор);
                          • отсутствие селективного сбора ТБО (в первую очередь опасных отходов).
                          На этапе вывоза – недостаточно своевременная и гибкая система вывоза отходов. Приоритетные проблемы:
                          • недостаточно оперативная очистка мест сбора мусора (придомовых контейнеров, мест скопления крупногабаритного мусора);
                          • медленные темпы ликвидации несанкционированных свалок у садовых и гаражных кооперативов;
                          • неполный охват организаций (особенно предприятий малого бизнеса) договорами о вывозе отходов, недостаточно гибкие подходы к заключению договоров (отсутствие практики применения нетиповых соглашений).
                          На этапе размещения и утилизации - экологически небезопасная система размещения ТБО. Приоритетные проблемы:
                          • несоответствие санкционированной свалки экологическим требованиям и низкие темпы строительства оборудованного полигона;
                          • отсутствие размещения опасных отходов в соответствующих санитарным нормам местах;
                          • неудобная система утилизации медицинских и биологических отходов.
                          На этапе переработки – низкий уровень использования вторичных ресурсов. Приоритетные проблемы:
                          • неразвитость местного и регионального бизнеса по переработке вторичных ресурсов;
                          • низкий уровень развития межрегионального рынка вторичных ресурсов;
                          В сфере учета ТБО – слабое нормативно-правовое обеспечение и отсутствие комплексной системы учета ТБО со стороны органов местного самоуправления.
                          В сфере финансового обеспечения обращения с ТБО – низкий уровень финансовой обеспеченности сферы обращения с ТБО. Здесь основными являются проблемы:
                          • низкая эффективность и непрозрачность управления средствами, направляемыми в сферу обращения с ТБО;
                          • низкий уровень бюджетных инвестиций;
                          • отсутствие внебюджетных инвестиций в систему обращения с ТБО.
                          Главными причинами указанных проблем являются:
                          • низкий уровень экологического сознания всех участников процесса обращения с отходами (представителей органов местного самоуправления, руководителей и сотрудников организаций города, населения);
                          • отсутствие налаженного механизма частно-государственного партнерства в сфере обращения с ТБО;
                          • неразвитость партнерства «власть-бизнес-общество» и низкая степень участия населения в решении проблем обращения с отходами;
                          • слабое нормативно-правовое обеспечение деятельности по обращению с ТБО;
                          • неразвитость межмуниципального сотрудничества в сфере обращения с ТБО.
                          В приложении 1 представлен более подробный список основных проблем в сфере обращения с ТБО в городе Апатиты, проранжированных по степени приоритетности , с указанием их основных причин.
                          2. Система целей и задач Стратегии
                          Миссия Стратегии: «Апатиты – чистый город».
                          Исходя из того, что в городе Апатиты проблемы существуют на всех этапах обращения с ТБО, основной идеей стратегии является осуществление параллельных действий по всем направлениям (этапам обращения с отходами). Для каждого этапа определяются приоритетные задачи, с их распределением по временным периодам. Основным принципом, лежащим в основе стратегии, является достижение в первоначальном периоде максимальной эффективности уже существующей системы обращения с ТБО, а затем переход к новой, основанной на селективном сборе отходов и переработке вторичных ресурсов (т.е. рециклинговой), системе обращения с ТБО.
                          Основная цель Стратегии: Создание в городе Апатиты эффективной и экологически безопасной системы обращения с ТБО.
                          Цели основных блоков (подцели Стратегии по этапам обращения с ТБО):
                          • Создание полноохватной и селективной системы сбора ТБО;
                          • Формирование оперативной и гибкой системы вывоза ТБО;
                          • Организация экологически безопасного размещения ТБО;
                          • Создание условий для максимизации использования вторичных ресурсов;
                          • Разработка нормативно-правового обеспечения и комплексной системы учета ТБО;
                          • Достижение высокого уровня финансовой обеспеченности сферы обращения с ТБО.
                          3. Временные рамки реализации
                          - краткосрочный период: 2008-2010 гг.
                          - среднесрочный период: 2010 – 2013 гг.
                          - долгосрочный период: 2013 – 2019 гг.
                          4. Основные механизмы реализации Стратегии
                          Основными механизмами реализации Стратегии являются:
                          • разработка нормативно-правового обеспечения деятельности по обращению с ТБО;
                          • формирование частно-государственного партнерства в сфере обращения с ТБО;
                          • создание системы партнерства «власть-бизнес-общество» и обеспечение широкого участия населения в процессе достижения целей Стратегии;
                          • организация межмуниципального сотрудничества в сфере обращения с ТБО, особенно с городом Кировск.
                          Направления и механизмы реализации Стратегии, структурированные по блокам, временным периодам, задачам и степени их приоритетности, с определением основных целевых групп, представлены в приложении 2.
                          5. Мониторинг и система оценки результатов
                          Для мониторинга и анализа реализации Стратегии будут использованы данные учета ТБО и информация, полученная через механизм обратной связи с населением.
                          Мониторинг будет осуществляться по трем группам показателей.
                          Экологические показатели:
                          1. концентрация загрязняющих веществ в почвенных водах, воздухе, воде р. Белая (экологический мониторинг мест размещения отходов);
                          2. количество и объем несанкционированных свалок, их картирование;
                          3. доля безопасно размещенных отходов (на оборудованных полигонах);
                          4. доля переработанных отходов;
                          5. объемы сбора и переработки вторичного сырья (по видам сырья).
                          Финансово-экономические показатели:
                          1. объем инвестиций в проекты в сфере обращения с отходами (по источникам финансирования);
                          2. удельный вес товарной продукции, выработанной из вторичного сырья, в общем объеме товарной продукции муниципального образования.
                          Социальные показатели (по результатам анкетирования):
                          1. степень удовлетворенности организаций и жителей города функционированием сферы обращения с ТБО;
                          2. уровень удовлетворенности жителей города чистотой территории муниципального образования.
                          Указанные показатели использовать для целей мониторинга и подготовки отчетности по реализации Стратегии. Ежегодно готовить и публиковать отчет о ходе реализации Стратегии, в т.ч. в СМИ.



                          Приложение 1
                          Основные проблемы в сфере обращения с ТБО в г. Апатиты
                          Этап обращения с ТБО Ранг проблемы, проблема Основные причины
                          Сбор 1. Периодическая загрязненность придомовых контейнерных площадок • недостаточное количество контейнеров для размещения на придомовых территориях
                          • заниженный норматив по мусорообразованию
                          • недостаток площадей для размещения дополнит. контейнеров
                          • отсутствие мотивации у жилищно-эксплуатационных организаций
                          2. Отсутствие селективного сбора отходов, в том числе опасных, на контейнерных площадках • незаинтересованность организаций, осуществляющих сбор отходов
                          • отсутствие инфрастуктуры для селективного сбора (оборудования, мест складирования, средств транспортировки)
                          3. Скопление крупногабаритного и строительного мусора рядом с контейнерами для ТБО • услуга по сбору и вывозу крупногабаритного мусора не включена в тариф по вывозу мусора
                          • отсутствие действующего механизма обращения с крупногабаритными отходами, в т.ч. неразвитость сферы услуг по вывозу этих отходов по заказу населения
                          4. Отсутствие заключенных договоров на сбор отходов у части учреждений и организаций города • низкий размер санкций за невыполнение установленных правил сбора отходов
                          • отсутствие контроля за выполнением правил сбора отходов
                          5. Отсутствие мест санкционированного сбора мусора для садовых и гаражных кооперативов • отсутствие регистрации кооперативов/собственников
                          • отсутствие официальных мест сбора мусора
                          • сложность оформления для населения санкционированного места сбора мусора
                          6. Отсутствуют специально оборудованные крытые помещения для размещения контейнеров, приспособленные для сортировки отходов • отсутствие информации об эффективных методах сбора мусора
                          • отсутствие заинтересованности у органов власти, населения и жилищно-эксплуатационных организаций
                          7. Нет раздельного сбора мусора в домохозяйствах • отсутствие соответствующей инфрастуктуры (в т.ч. широкой сети пунктов сбора вторсырья)
                          • недостаточно развитое экологическое сознание у представителей органов власти, жилищно-эксплуатационных организаций и населения
                          Вывоз 1. Недостаточно частая очистка придомовых контейнеров • недостаточная частота рейсов/нехватка мусоровозов
                          • заниженный норматив по обслуживанию контейнеров
                          • отсутствие мотивации и санкций на деятельность жилищно-эксплуатационных организаций
                          2. Медленные темпы ликвидации несанкционированных свалок у садовых и гаражных кооперативов • невозможность взимания платы за вывоз ТБО
                          • ограниченность средств муниципального бюджета на эти цели
                          • низкое экологическое сознание населения
                          3. Не все учреждения города имеют договоры со специализированными организациями о вывозе отходов • отсутствие системы контроля со стороны муниципалитета
                          • недостаточно гибкие подходы к заключению договоров (отсутствие практики заключения нетиповых соглашений)


                          Продолжение прил. 1
                          Этап обращения с ТБО Ранг проблемы, проблема Основные причины
                          4. Недостаточно частый вывоз крупногабаритного и строительного мусора • отсутствие доступного и гибкого механизма обращения с крупногабаритными отходами
                          Размещение, утилизация 1. Санкционированная свалка не отвечает экологическим требованиям (свалочный субстрат поступает в грунтовые воды) • не соблюдались экологические требования при строительстве
                          2. Мощность санкционированной свалки практически исчерпана • не производится уплотнение мусора из-за отсутствия катка
                          3. Опасные отходы не отсортировы-ваются и размещаются как на санкционированной, так и на несанкционированных свалках вместе с остальными отходами • отсутствие специальных мест размещения опасных отходов
                          4. Низкие темпы строительства оборудованного полигона • недостаток источников и объемов финансирования
                          5. Несоответствие экологическим нормативам механизма утилизации медицинских и биологических отходов • отсутствие необходимого технического оборудования
                          Переработка 1. Низкий уровень развития межрегионального рынка вторичных ресурсов • низкая информированность органов власти и бизнеса о возможностях переработки вторсырья в других регионах
                          • отсутствие механизма частно-государственного партнерства
                          • неразвитость инфраструктуры транспортировки отходов на дальние расстояния
                          2. Неразвитость местного и регионального бизнеса по переработке вторичных ресурсов • низкая рентабельность этого вида бизнеса
                          • отсутствие государственной политики поддержки использования вторсырья
                          • отсутствие сотрудничества в сфере переработки вторсырья между бизнесом по переработке вторсырья и другими предпринимателями
                          • слабо используется потенциал международного сотрудничества (в т.ч. грантового финансирования) в сфере переработки вторсырья
                          Учет 1. Недостаточность нормативно-правого обеспечения сферы обращения ТБО • слабый контроль со стороны органов МСУ
                          • отсутствие механизма обратной связи с населением
                          2. Отсутствие целостной системы учета на всех этапах • отсутствие регламентированного механизма учета
                          • примитивная система учета объемов отходов
                          • отсутствие оборудования для учета
                          Финансовое обеспечение 1. Отсутствие внебюджетных инвестиций в систему обращения с ТБО • не отработан механизм частно-государственного партнерства
                          • отсутствие инвестиционной составляющей в тарифе по обращению с отходами
                          2. Низкий уровень бюджетных инвестиций • низкий уровень дохода муниципального бюджета
                          • отсутствие механизма межмуниципального взаимодействия (с г. Кировск)
                          3. Неэффективное управление средствами, направляемыми в сферу обращения с ТБО • недостаточная квалификация соответствующих представителей органов власти, жилищно-эксплуатационных организаций
                          • недостаточно развитое стратегическое мышление у представителей органов власти, жилищно-эксплуатационных организаций
                          • отсутствие системы обратной связи с населением

                          Приложение 2
                          Направления и механизмы реализации Стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами на территории г. Апатиты

                          Этап Задачи Механизмы реализации Целевая группа
                          Раздел 1. «Сбор ТБО»
                          Цель: Создание полноохватной и селективной системы сбора ТБО
                          2008 – 2010 гг. 1. Обеспечение чистоты на придомовых контейнерных площадках • применение норматива по мусорообразованию, реально отражающего ситуацию
                          • обеспечение достаточного количества контейнеров на придомовых территориях Администрация г.Апатиты, управляющие компании, специализированные организации
                          2. Обеспечение селективного сбора опасных отходов • формирование компетентности населения в сфере обращения с отходами
                          • разработка мини-программ по сбору опасных отходов Администрация г.Апатиты, управляющие компании, организации и учреждения города
                          3. Обеспечение полного охвата учреждений и организаций города договорами на сбор отходов • регулярный контроль за наличием договоров на сбор отходов
                          • установление более гибких условий договоров по сбору мусора Администрация г.Апатиты, управляющие компании, организации и учреждения города, специализированные организации
                          4. Организация мест санкционированного сбора мусора для садовых и гаражных кооперативов • установление достаточного количества муниципальных контейнеров возле кооперативов
                          • разработка мини-программ (в т.ч. просветительских) по стимулированию сбора мусора кооперативами
                          • проведение добровольных акций по ликвидации несанкционированных свалок Администрация г. Апатиты, специализированные организации, садовые и гаражные кооперативы, НП Автоклуб «Хибины», экологические НПО
                          2010 – 2013 гг. 1. Подготовка к селективному сбору ТБО • изучение опыта скандинавских стран
                          • формирование экологического сознания у всех целевых групп
                          • привлечение инвестиционных ресурсов Администрация г. Апатиты, управляющие компании, организации и учреждения города, население
                          2. Организация раздельного сбора мусора в домохозяйствах, учреждениях и организациях города • установка соответствующего оборудования на придомовых территориях и в организациях города Администрация г. Апатиты, Управляющие компании, организации и учреждения города, специализированные организации
                          2013-2019 гг. 1. Организация сбора ТБО в крытых помещениях, оборудованных для сортировки отходов • строительство крытых помещений для размещения контейнеров, оборудованных для сортировки отходов Администрация г. Апатиты, организации и учреждения города, население


                          Продолжение прил. 2
                          Этап
                          Задачи Направления и механизмы реализации Целевая группа
                          Раздел 2. «Вывоз ТБО»
                          Цель: Формирование оперативной и гибкой системы вывоза ТБО
                          2008 – 2010 гг. 1. Обеспечение своевременной очистки придомовых контейнеров • увеличение количества мусоровозов
                          • изменение норматива по вывозу ТБО с придомовой территории (увеличение частоты вывоза),
                          • создание механизма зависимости доходов жилищно-эксплуатационных организаций от результатов их деятельности по вывозу ТБО (напр., возврат населению части средств, поступивших за уборку территории, в случае регулярно повторяющейся несвоевременной очистки контейнеров) Администрация г. Апатиты, жилищно- Управляющие компании, специализированные организации
                          2. Организация вывоза опасных отходов домохозяйств • выделение специального мусоровоза для вывоза опасных отходов домохозяйств Управляющие компании, специализированные организации
                          3. Обеспечение полного организованного вывоза ТБО учреждений и организаций города • регулярный контроль за наличием договоров на вывоз отходов
                          • обеспечение полного учреждений и организаций города договорами на вывоз отходов
                          • установить более гибкие условия договоров по вывозу мусора Администрация г. Апатиты, специализированные организации, организации и учреждения города
                          2010 – 2013 гг. 1. Полная ликвидация несанкционированных свалок у садовых и гаражных кооперативов • взимание социально-приемлемой платы за вывоз ТБО с собственников соответствующей недвижимости
                          • проведение просветительской работы среди собственников, формирование компетентности населения в сфере обращения с отходами;
                          • проведение коллективных акций по ликвидации свалок Администрация г. Апатиты, специализированные организации, садовые и гаражные кооперативы, население
                          2. Обеспечение регулярного вывоза крупногабаритного мусора (КГМ) • внедрение гибких форм вывоза КГМ (индивидуальный заказ по социально-приемлемым тарифам, упрощение процедуры приема КГМ прямо на полигоне и т.п.) Администрация г. Апатиты, специализированная организация
                          2013 – 2019 гг. 1. Создание конкурентной среды в сфере вывоза ТБО • проведение конкурсов на выполнение услуг по вывозу ТБО мелкими лотами
                          • приобретение\передача муниципальных мусоровозов в лизинг частным предприятиям, осуществляющим вывоз ТБО Администрация г.Апатиты, управляющие компании


                          Продолжение прил. 2
                          Этап
                          Задачи Направления и механизмы реализации Целевая группа
                          Раздел 3. «Размещение и утилизация»
                          Цель: Организация экологически безопасного размещения ТБО
                          2008 – 2010 гг. 1. Создание соответствующего экологическим требованиям полигона для размещения ТБО • ускорение темпов строительства 1-й очереди нового оборудованного защитным экраном полигона ТБиПО
                          • увеличение объемов финансирования строительства полигона ТБиПО за счет бюджетных и внебюджетных источников Администрация г.Апатиты, МУ «УГХ»
                          2. Продление срока функционирования временного полигона • приобретение оборудования для уплотнения ТБО на полигоне специализированная организация
                          3. Организация размещения опасных отходов в соответствии с санитарными требованиями • частичная отсортировка опасных отходов на временном полигоне
                          • организация специальных мест для размещения опасных отходов на временном полигоне
                          • приобретение и установка инсенератора для утилизации медицинских и биологических отходов
                          • организация специальных мест для размещения опасных отходов на новом полигоне Администрация г. Апатиты, МУ «УГХ», специализированные организации
                          2010 – 2013 гг. 1. Завершение создания соответствующего экологическим требованиям полигона для размещения ТБО • рекультивация временного полигона
                          • строительство 2-й очереди нового полигона ТБиПО
                          • введение в действие технологической площадки для взвешивания, сортировки и компактирования отходов Администрация г. Апатиты, МУ «УГХ», специализированная организация
                          2013 – 2019 гг. 1. Создание системы контроля за размещением ТБО • создание системы экологического мониторинга состояния нового полигона ТБиПО
                          • Создание прозрачной системы учета размещаемых на полигоне ТБиПО отходов Администрация г. Апатиты, МУ «УГХ», специализированная организация


                          Продолжение прил.2
                          Этап
                          Задачи Направления и механизмы реализации Целевая группа
                          Раздел 4. «Переработка»
                          Цель: Создание условий для максимизации использования вторичных ресурсов
                          2008 – 2010 гг. 1. Развитие связей с другими регионами в сфере переработки вторичных ресурсов • повысить информированность органов власти и бизнеса о возможностях переработки вторсырья в других регионах
                          • развитие межмуниципального взаимодействия в области использования вторичных ресурсов
                          • разработка и осуществление мероприятий по развитию инфрастуктуры транспортировки отходов на дальние расстояния Администрация г. Апатиты, предприятия и организация города, НП «Технопарк-Апатиты», Бизнес-инкубатор
                          2010 – 2013 гг. 1. Развитие местных производств по переработке вторичных ресурсов • внедрение механизма частно-государственного партнерства для реализации проектов в сфере использования вторсырья
                          • стимулирование использования инновационных технологий переработки отходов
                          • стимулировать сотрудничество в сфере переработки вторсырья между бизнесом по переработке вторсырья и другими предпринимателями
                          • использовать потенциал международного сотрудничества (в т.ч. грантового финансирования) в сфере переработки вторсырья
                          • координация действий с региональными и муниципальными целевыми программами по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса Администрация г. Апатиты, предприятия и организация города, НП «Технопарк-Апатиты», Бизнес-инкубатор
                          2013 – 2019 гг. 1. Формирование местного рынка вторичных ресурсов и продвижение местной продукции из вторсырья на региональный рынок • осуществление политики по продвижению продуктов из вторичных ресурсов на рынки города и области
                          • рекламирование использования продукции из вторичных ресурсов Администрация г. Апатиты, предприятия и организация города
                          Раздел 5. «Учет ТБО»
                          Цель: Разработка нормативно-правового обеспечения и эффективной системы учета ТБО
                          2008 – 2010 гг. 1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности по обращению с отходами • внесение изменений в существующие правовые акты в соответствии с современными экологическими и социальными требованиями и меняющейся ситуацией
                          • создание механизма обратной связи с населением по вопросам обращения с ТБО Администрация г. Апатиты, экологические НПО, вузы
                          2010 – 2013 гг. 2. Формирование комплексной муниципальной системы учета ТБО • совершенствование системы учета объемов отходов
                          • введение оборудования для взвешивания отходов на полигоне Администрация г. Апатиты, управляющие компании, специализированные организации


                          Продолжение прил. 2
                          Этап
                          Задачи Направления и механизмы реализации Целевая группа
                          Раздел 6. «Финансовое обеспечение»
                          Цель: Достижение высокого уровня финансовой обеспеченности сферы обращения с ТБО
                          2008 – 2010 гг. 1. Повышение эффективности управления средствами, направляемыми в сферу обращения с ТБО • повышение квалификации в области муниципального менеджмента представителей органов власти, МУ «УГХ», управляющих компаний
                          • внедрение оперативного контроля за направлениями расходования средств
                          • повышение прозрачности системы расходования средств
                          • повышение собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами Администрация г. Апатиты, ВУЗы
                          2. Повышение уровня бюджетных и внебюджетных инвестиций в сферу размещения ТБО • создание механизма паритетного участия г. Кировска в финансировании строительства нового полигона
                          • введение инвестиционной составляющей в тарифы на вывоз и размещение ТБО
                          • использовать потенциал международного сотрудничества (в т.ч. грантового финансирования)
                          • проведение конкурса на передачу в эксплуатацию 1-ой очереди полигона с условием инвестирования в инфрастуктуру размещения ТБО Администрация г. Апатиты, Администрация г.Кировска, Правительство Мурманской области
                          2010 – 2013 гг. 1. Повышение уровня внебюджетных инвестиций в сферу обращения с ТБО в целом • создание механизма частно-государственного партнерства
                          • введение экономически обоснованных тарифов (включая инвестиционную составляющую) на сбор, вывоз и размещение ТБО для домохозяйств, учреждений и организаций, садовых и гаражных кооперативов Администрация г. Апатиты, Администрация г.Кировска, предприятия и организации






                          Управляющий делами
                          Администрации Ю.В.Попушин





                          [версия для печати]

                          перейти: правовые акты