№ от 11 июня 2013 Проект СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА АПАТИТЫ (Пятьдесят первая сессия) РЕШЕНИЕ 25.06.2013 № _____ г. Апатиты О Концепции развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года Заслушав и обсудив проект Концепции развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года (далее – Концепция), руководствуясь пунктами 19 и 34 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», пунктами 19 и 34 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, Совет депутатов отмечает, что в целом в Концепции верно определены приоритеты, основные цели, принципы и задачи развития физической культуры и спорта. Представленный проект соответствует Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и в дальнейшем послужит основой для разработки эффективных мер по решению комплекса проблем в сфере физической культуры и спорта в городе Апатиты. Совет депутатов РЕШИЛ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года. 2. Рекомендовать Администрации города Апатиты (Н.А. Бова) с участием подразделений Администрации и заинтересованных организаций до 31 декабря 2013 года разработать комплекс мер по содействию развития физической культуры и спорта в городе Апатиты с учетом положений данной Концепции. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. 4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по образованию, делам молодежи, культуре и спорту (В.С. Зубков). Глава города Апатиты Л.А. Лукичев
КОНЦЕПЦИЯ развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года
1. Общие положения Концепция развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года (далее – Концепция) направлена на создание правовых, экономических и организационных условий для развития физкультурно-спортивного движения, определяет стратегию и приоритетные направления реализации государственной политики для создания современной спортивной отрасли, способной обеспечить реальные условия для развития массового спорта и спорта высших достижений в городе Апатиты. В настоящей Концепции определяются цели, задачи и основные направления развития физической культуры и спорта в городе Апатиты на период до 2023 года, способствующие решению комплекса проблем по улучшению здоровья и физического развития населения, воспитанию здорового поколения, формированию мотивации здорового образа жизни, созданию эффективной системы детско-юношеского спорта, обеспечению роста мастерства спортсменов. При этом бюджетные финансовые расходы на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения. Правовую базу настоящей Концепции составляют: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р; - Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП; - Концепция развития физической культуры и спорта в г. Апатиты (принята решением Апатитского городского Совета народных депутатов от 20.06.2002 № 66). II. Предпосылки и необходимость развития физической культуры и спорта в городе Апатиты Согласно статистическим данным количество систематически занимающихся физической культурой и спортом в г. Апатиты (по 33 видам спорта) в 2012 году увеличилось до 7978 (здесь и далее по тексту в 2011, 2010, 2009 и 2008, соответственно, 7839, 7364, 7136, 4471) чел., что составляет 13,55 (13,2; 12,3; 11,6; 6,7) % от общей численности жителей города. Количество занимающихся в детско-юношеских спортивных школах составляет 1729 (1724, 1701, 1630, 1686) чел. В городе 129 (135, 127, 149, 141) штатных работников в сфере физической культуры и спорта, из них тренеров - преподавателей – 26 (27, 27, 33, 33) чел. Количество спортсооружений в городе составляет 65 (66, 61, 61) единиц с общей единовременной пропускной способностью 2214 (1910, 1809, 1809) чел., в том числе 19 (19, 19, 19) плоскостных сооружений, 28 (38, 33, 33) спортивных залов, 2 (2, 2, 2) плавательных бассейна. Численность населения в отчетном году составила 58,8 (59,4; 59,8; 61,3) тыс. чел., соответственно, фактическая единовременная пропускная способность составляет 376 (322, 303, 333) чел. на 10 тыс. населения, что в 5,1 (5,9; 6,2; 6,3) раза ниже нормативной потребности. Обеспеченность спортсооружениями и их единовременная пропускная способность, из года в год практически не меняются, продолжают оставаться существенно ниже норматива, и составляют: Нормативы | Единица измерения | Норма | Фактич. величина (шт.) | Отклонение (разы) | Единовременная пропускная способность | тыс. чел. на 10000 населения | 1,9 | 0,376 (65)=19,8% | 5,1 | Обеспеченность спортсооружениями: |
|
|
|
| - спортзалы (7689 кв.м) | тыс. кв. м на 10000 населения | 3,5 | 1,31 (28) =37,4% | 2,7 | - плавательные бассейны (525 кв.м) | кв. м зеркала воды на 10000 населения | 750 | 87,8 (2) =11,7% | 8,6 | - плоскостные сооружения (42432 кв.м) | тыс. кв. м на 10000 населения | 19,5 | 7,1 (19)=36,4% | 2,8 |
Такая ситуация обусловлена рядом проблем: - низкая степень обеспеченности города спортсооружениями, острый дефицит мест для занятий: спортивных залов, плоскостных сооружений, плавательных бассейнов; - несоответствие уровня материальной базы физической культуры и спорта задачам развития массового спорта, моральный и физический износ спортивного оборудования, предельная загруженность имеющихся спортивных сооружений; - недостаточная обеспеченность профессиональными тренерскими кадрами и квалифицированными судьями по видам спорта; - утрата традиций спорта высших достижений, слабая поддержка спортивных сборных команд и одаренных спортсменов. - крайне ограниченные возможности активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Низкий уровень развития спортивной инфраструктуры (это видно из приведенных выше данных) и является основным сдерживающим фактором, который существенно ограничивает возможности для привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и не позволяет положительные тенденции в этой сфере сделать устойчивыми и значимыми. Таким образом, дальнейшее развитие физической культуры и спорта в городе Апатиты нуждается в концептуальном подходе к решению проблем одного из главных средств организации здорового образа жизни населения - физической культуры и спорта.III. Цель и задачи Концепции Основная цель Концепции состоит в эффективном использовании возможностей физической культуры и спорта для оздоровления нации, воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни населения и повышение конкурентоспособности апатитских спортсменов (команд). К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: 1) реализация комплекса мер по пропаганде среди различных категорий и групп населения физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни; 2) совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования; 3) совершенствование системы детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса; 4) развитие медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; 5) развитие и повышение доступности инфраструктуры физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. IV. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации В качестве целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в городе Апатиты взять за основу целевые ориентиры Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: 1) увеличение доли населения муниципального образования города Апатиты, систематически занимающихся физической культурой и спортом; 2) количество призовых мест, занятых апатитскими спортсменами на выездных спортмероприятиях; 3) количество апатитских спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в физкультурных и спортивных мероприятиях; 4) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями. V. Реализация комплекса мер по пропаганде среди различных категорий и групп населения физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. 5.1. Основными направлениями комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта являются: 1) определение приоритета пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; 2) увеличение проектов в средствах массовой информации о физической культуре и спорте; 3) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом; 4) популяризация здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения. 5.2. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта являются: 1) увеличение числа населения систематически занимающихся физической культурой; 2) повышение степени информированности и уровня знаний различных категорий населения по вопросам физической культуры и спорта, здорового образа жизни; 3) формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом. VI. Совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования 6.1. Основными направлениями физического воспитания населения являются: 1) физическое воспитание детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях; 2) физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа среди взрослого населения, в том числе среди социально незащищенных слоев общества; 3) оздоровительная работа и физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; 6.2. Для совершенствования системы физического воспитания населения необходима реализация комплекса мер: 1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе: - увеличение и активизация физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов учреждений профессионального образования; - повышение эффективности проведения обязательных уроков физической культуры в системе образовательных учреждений; - организация сети детско-юношеских спортивных секций, функционирующих на базе образовательных учреждений, создание соответствующих условий и стимулов; - внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов; - повышение квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения; - оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием; 2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе: - внедрение физической активности для различных категорий и групп населения, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания; - привлечение инструкторов по физической культуре и спорту для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп в создаваемых группах; - стимулирование работодателей для создания условий физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников; 3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе: - обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья; - создание отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах; - систематизация мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; 6.3. Ожидаемыми результатами совершенствования системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются: - привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 50 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения учреждений профессионального образования; - увеличение доли населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 17,0 процентов общей численности населения; - создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; - внедрение производственной физической культуры и привлечение работников организаций, предприятий и учреждений к занятиям физической культурой и спортом; - обеспечение 100-процентного охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой. VII. Совершенствование системы детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса 7.1. Основными направлениями совершенствования являются: 1) развитие детско-юношеского спорта и подготовка спортивного резерва; 2) развитие спорта высших достижений; разработка мероприятий социальной поддержки спортсменов и тренерских кадров; 7.2. Для совершенствования детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва необходима реализация комплекса следующих мер: 1) решение вопроса перспектив развития отделений по приоритетным видам спорта в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности; 2) определение приоритета развития лыжного спорта как базового; 3) определение ведомственной централизации учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности; 7.3. Для совершенствования спорта высших достижений и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров необходимо: 1) внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение; 2) создание центра спортивной подготовки по лыжным гонкам, с перспективой преобразования в филиал регионального центра спортивной подготовки; 3) создание системы мер по социальной поддержке спортсменов и тренеров; 4) совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта. 7.4. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва являются: 1) увеличение количества призовых мест, занятых апатитскими спортсменами на выездных спортмероприятиях; 2) увеличение количества спортсменов-разрядников; VIII. Развитие медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности 8.1. Основными направлениями развития медицинского обеспечения физкультурно- спортивной деятельности являются: 1) внедрение систем медико-биологического и психологического обеспечения спортсменов и спортивных команд; 2) повышение роли врачебно-физкультурного сопровождения в оценке состояния здоровья спортсменов, их способностей и возможностей; 3) усиление ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов в спорте и физической культуре; 4) совершенствование порядка медицинского обеспечения спортивных соревнований; 8.2. Ожидаемыми результатами развития медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: 1) создание сети врачебно-физкультурных кабинетов; 2) формирование системы мониторинга здоровья спортсменов высокого класса и спортивного резерва. IX. Развитие и повышение доступности инфраструктуры физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности 9.1. Основными направлениями развития инфраструктуры физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: 1) определение приоритетного характера создания и развития инфраструктуры физической культуры и спорта; 2) улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом; 3) совершенствование системы финансирования сферы физической культуры и спорта. 9.2. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются: - строительство новых и реконструкция имеющихся объектов спортивной инфраструктуры; - использование нормативов финансирования физической культуры и спорта с учетом местных и социально-экономических особенностей Мурманской области и объемов необходимой двигательной активности различных категорий и групп населения; - обеспечение образовательных учреждений инвентарем и специальным современным оборудованием, необходимым для организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий и учебных занятий. X. Заключение Реализация Концепции позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом к 2023 году 17,0 % населения муниципального образования г. Апатиты, что в конечном итоге положительно скажется на улучшении качества жизни граждан. Конечной целью преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала г. Апатиты, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. Реализация Концепции предусматривает планомерные действия по решению поставленных задач в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Апатиты» на 2013 - 2015 годы и последующих целевых программ.
Отозван с рассмотрения 20.06.2013 г. субъектом правотворческой инициативы [версия для печати] перейти: правовые акты |